Вандалы – откуда пришли и кем стали

ВАНДАЛЫ

ВАНДАЛЫ – восточногерманский племенной союз, создавший в эпоху Великого переселения народов государство в Северной Африке. 

Приняли активное участие в процессе разрушения Западной Римской империи, захватили и разграбили Рим (455 год); вандальские короли-ариане проводили гонения на христиан православного вероисповедания.

Племена вандалов, первоначально обитавшие в Скандинавии (в частности, на полуострове Ютландия), на рубеже II и I веков до Р.Х. переселились на южное побережье Балтийского моря.

 В начале христианской эры они занимали территории между реками Эльба и Висла, постепенно мигрируя к югу в направлении дунайского лимеса (укрепленных границ Римской империи); во время войны императора Марка Аврелия против маркоманов и квадов (171-173 годы) Вандалы упоминаются на реке Тиса (территория современного северо-востока Венгрии и Словакии). 

Существовали 2 основные группы вандалов: силинги и хасдинги (асдинги). Силинги переселились к верховьям Дуная и рейнскому лимесу, где были разгромлены вместе с бургундами императором Пробом (278 год).

Хасдинги, остановленные императором Аврелианом при попытке вторжения в Паннонию (270 год), не смогли обосноваться в оставленной римлянами Дакии ввиду военного превосходства готов и заняли территорию к северу от Паннонии по соседству с сарматами и с частью аланских племен; в 335 году император Константин Великий поселил хасдингов в Паннонии в качестве федератов империи.

Однако, вторжение гуннов вынудило их в конце IV века искать более безопасные места обитания. Поскольку привлекательное южное направление было хорошо защищено римлянами, хасдинги, объединившись с аланами и группами гепидов и сарматов, направились в Галлию; вскоре к ним присоединились силинги и свевы (ветвь квадов); племенной союз возглавил Годегизил из рода хасдингов.

Переход через Рейн оказался нелегким; причиной этому были не римские легионы, которые в то время полководец Стилихон отвел на защиту Италии, а сопротивление франков. Прорвавшись в Галлию (406 год), вандалы и их союзники опустошали эту провинцию в течение 3 лет, после чего, воспользовавшись развернувшейся в Западной империи борьбой за власть, отправились в Испанию (409 год).

В 411 году император Гонорий пожаловал им статус федератов, признав их поселение на Пиренейском полуострове: силинги заняли Бетику (Южная Испания), аланы – Лузитанию (современная Португалия) и область Нового Карфагена (современная Картахена в Восточной Испании), хасдинги вместе со свевами – Галисию (Северо-Западная Испания). 

Вскоре силинги и аланы были разбиты и частично уничтожены вестготами во главе с королем Валией, которому император поручил «очистить» Испанию (416-418 годы).

После ухода вестготов на север уцелевшие силинги и аланы признали вождя хасдингов Гундериха в качестве «короля вандалов и аланов» (rex Vandalorum et Alanorum).

Продвинувшись на юг, вандалы покорили почти всю Испанию и отвоевали у римлян важные порты на Средиземном море – Гиспал (современная Севилья) и Новый Карфаген (425 год).

О времени крещения вандалов не существует точных свидетельств. Считается, что они восприняли от вестготов арианство в процессе более или менее организованной миссионерской деятельности.

Имеющиеся скудные данные источников по-разному толкуются в историографии: одни исследователи считают, что вестготские миссионеры обратили в христианство вандалов, когда те проживали в землях к северу от Дуная (конец IV века); другие утверждают, что ко времени перехода через Рейн вандалы в большей своей части были еще язычниками и к арианскому христианству приобщились уже на землях Западной Римской империи (Orosius. Historiae adversus paganos. VII 41. 7). Достоверно известно лишь то, что окончательная христианизация вандалов произошла только во время их пребывания в Испании.

В 429 году около 80 тысяч вандалов, аланов и вестготов вторглись в Северную Африку, воспользовавшись раздором между Бонифацием, наместником этой богатой римской провинции, и императорским двором в Равенне. Вторжение, во главе которого стоял король Гейзерих (лат. Geisericus, греч.

Γιζέριχος; 428-477 годы), сопровождалось массовыми убийствами, не щадили ни женщин, ни детей, ни стариков; не было пощады и священнослужителям, о чем свидетельствует блаженный Августин, умерший во время осады вандалами Гиппона Регия (Augustini Ep. 228; ср.: Possidii Vita Augustini, 28. 12-13).

Римская армия, в состав которой входили местные войска, а также армия, посланная восточноримским императором Феодосием II (на Западе в то время полководец Аэций отражал нападения вестготов и бургундов), не смогли дать отпор завоевателям.

В 435 году вандалы были вновь признаны в качестве федератов и получили земли в Африканском диоцезе (части провинций Проконсульская Африка, Нумидия и Ситифская Мавритания). 

Далеко идущие планы Гейзериха проявились впоследствии, когда вандалы овладели юго-западным Средиземноморьем. Воспользовавшись ослаблением Западной империи, вандалы заняли Карфаген (19 октября 439 года), пиратствовали на море и захватили Сицилию (442 год).

Флот, присланный восточноримским императором, не предпринимал активных действий против Вандалов и вскоре был отозван для защиты восточных провинций.

Западноримский император Валентиниан III был вынужден заключить с Гейзерихом невыгодный мир (442 год), признав его независимым правителем важнейшей части североафриканских территории (Проконсульская Африка, Бизацена, Восточная Нумидия; современный Тунис и Восточный Алжир).

В Риме был оставлен сын короля Гунерих, который был помолвлен с дочерью императора Евдокией и вскоре вернулся в Карфаген. Когда в 455 году Валентиниан был убит, а новый император Петроний Максим выдал Евдокию замуж за своего сына, Гейзерих выступил в поход на Рим.

Во время возникшей паники Петроний был убит; папа святой Лев I Великий уговорил короля вандалов пощадить церкви и не допустить кровопролития; в течение 14 дней (2-16 июня 455 года) были разграблены богатые дворцы и языческие храмы Рима, захвачены знатные заложники.

Во внешней политике Гейзерих достиг выдающихся успехов: Вандальское королевство постоянно одерживало победы над силами как Западной, так и Восточной империи, став сильнейшим государством Средиземноморья.

В 468 году восточноримский император Лев I организовал экспедицию во главе со своим шурином Василиском (1100 кораблей, около 100 тысяч человек), которая при поддержке западноримской армии должна была сокрушить государство вандалов; однако поход окончился бесславным поражением.

Император Зинон в 476 году официально признал Вандальское королевство, территория которого охватывала всю Северную Африку (включая Триполитанию), Балеарские острова, Корсику, Сардинию и Сицилию.

В Африканской Церкви господство арианина Гейзериха было тяжелым испытанием для православных. Преследования в той или иной степени не прекращались весь период: клир и видные миряне подвергались пыткам и претерпевали мученическую смерть; православное исповедание запрещалось, церковное имущество было захвачено арианами или разграблено.

С захватом Карфагена преследования православных еще более усилились. Лишь в 454-457 годах православным было позволено иметь епископа (Деограция). В конце правления по договору, заключенному с императором Зиноном, Гейзерих вернул из ссылки священников и разрешил исповедовать православную веру.

Читайте также:  В мире их 252

Существуют разные мнения по поводу роли Гейзериха в гонениях. Возможно, его религиозная политика являлась скорее выражением антиимперского сепаратизма, нежели результатом религиозных убеждений.

Неясно, была ли эта политика результатом развития внешнеполитической ситуации или же «внутрицерковным делом», связанным не с позицией королевского двора, а с действиями набиравшего силу арианского духовенства.

Гунерих (Хунерих, Хунирик, 477 – осень 484 года).

Старший сын Гейзериха; после взятия Рима женился на Евдокии, дочери Валентиниана III.

После периода религиозной терпимости по отношению к православным, когда действовало соглашение с Зиноном (в 481 году в Карфагене был даже поставлен митрополит), в 482 году Гунерих по неясным причинам начал самое свирепое гонение против православных не только в истории Вандальского королевства, но и среди всех преследований со стороны завоевателей-ариан. 

Эдиктом от 20 мая 483 г. король назначил диспут епископов 2 партий, т.н. Карфагенский Собор, открывшийся 1 февраля 484 года. Православную сторону представляли митрополит Карфагенский Евгений и около 460 африканских епископов, их противников возглавлял арианский патриарх Кирилл.

Однако диалога не получилось, и вскоре королевским эдиктом было предписано применять к «омоусианам» (православным) те же законы, что и к еретикам. Им было повсеместно запрещено совершение религиозных обрядов, были закрыты принадлежавшие им храмы и конфисковано церковное имущество, собственность православного духовенства перешла к арианам.

Православные священники были отправлены в ссылку, запрещались рукоположения, священнодействие и какие бы то ни было богословские споры. Все православные миряне, особенно занимавшие высокие посты, лишались своего юридического статуса, за исключением перешедших в арианство до 1 июня 484 года.

Имеются многочисленные свидетельства преследований африканских мучеников-христиан в гонения Гунериха. Среди королей-ариан вандалов он отличался особой жестокостью и фанатизмом.

Гунтамунд (484-496 годы). 

Внук Гейзериха, он прекратил преследование православных. В 487 году епископу Евгению было позволено возвратиться из ссылки, в 494 году разрешили вернуться и другим епископам, открыли церкви.

Благожелательное отношение к Православию можно объяснить как характером короля, так и общим ослаблением власти в королевстве.

Гунтамунд, не имевший таких значительных военных сил, как Гейзерих, отказался от договора с Одоакром и попытался отвоевать Сицилию (491 год), но потерпел поражение от остготов Теодориха. В это же время в Африке активизировались мавры.

Тразамунд (Трасамунд, 496-523 годы). 

Брат и преемник Гунтамунда, возобновил политику преследования православных, но на этот раз гонения касались прежде всего епископата: запрещалось замещение овдовевших кафедр, вновь избранные епископы были отправлены в ссылку на Сардинию. Король стремился присоединить православных к арианству мирным путем.

Будучи хорошо образован, он собирался провести богословский диспут: с Сардинии был вызван епископ Фульгенций Руспийский, но то ли неуступчивость последнего в вопросах веры, то ли протесты арианского клира вынудили Тразамунда вновь отправить Фульгенция в ссылку.

Религиозную политику вандальского короля следует рассматривать в свете отношений с другим арианским правителем, остготским королем Теодорихом Великим (Тразамунд был женат на его сестре Амалафриде); в результате их союза мог возникнуть своего рода «арианский фронт» против Констатинополя и императора Юстина I (518-537 годы), проявлявшего интерес к положению православных в Африке. Возможность установления связи православных христиан с активизировавшимися мавританскими племенами также могла влиять на религиозную политику Тразамунда.

Хильдерих (Хильдерик, 523-530 годы). 

Сын Гунериха и Евдокии. Новый король, по материнской линии потомок римских императоров, долгое время провел в Константинополе, где, возможно, сблизился с будущим императором Юстинианом, что повлияло на изменение политического курса Вандальского королевства.

Нарушив клятву, данную при воцарении, Гильдерих возвратил православных священников из ссылки и разрешил замещение епископских кафедр. Православная Церковь была восстановлена и в имущественных правах. 5 февраля 525 года в Карфагене состоялся общеафриканский Собор под председательством нового митрополита Бонифация с целью реорганизации африканской Церкви.

Против этих изменений в религиозной политике выступила вдовствующая королева Амалафрида и готы из ее окружения. Гильдерих заточил королеву в темницу, где она скончалась. Теодорих, узнав о смерти сестры, начал готовить поход против вандалов, но вскоре умер (526 год).

После ряда побед над маврами племянник короля Гоамер потерпел от них сокрушительное поражение, что явилось причиной заговора знатных вандалов, свергнувших короля и заключивших его в тюрьму.

Гелимер (530-534 годы). 

Король, вступивший на трон в результате переворота, вернулся к традиционному курсу как в религиозной, так и во внешней политике.

Он не был признан законным королем императором Юстинианом I (527-565 годы), который после заключения мира с персами (532 год) под предлогом защиты прав Гильдериха организовал экспедицию в Северную Африку.

Армия под командованием Велисария, воспользовавшись обстоятельствами, не без труда преодолела сопротивление Гелимера (успевшего казнить Гильдериха) и захватила Карфаген (15 сентября 533 года); весной 534 года Гелимер был захвачен в плен.

Вандальское королевство было уничтожено, Северная Африка вошла в состав Византийской империи. После подавления восстания Стодзы (30-40-е годы VI века) вандалы практически исчезли, наличие нескольких солдат-вандалов в византийском войске – последнее свидетельство о некогда весьма многочисленном народе.

© Большая Российская Энциклопедия (БРЭ)

Литература

  • Дилигенский Г. Г. Сев. Африка в IV-VI вв. М., 1961
  • Кор­сун­ский А. Р., Гюн­тер Р. Упа­док и ги­бель За­пад­ной Рим­ской им­пе­рии и воз­ник­но­ве­ние гер­ман­ских ко­ро­левств (до се­ре­ди­ны VI в.). М., 1984

Источник: https://w.histrf.ru/articles/article/show/vandaly

Ответы@Mail.Ru: Кто такие ВАНДАЛЫ? Откуда взялось это слово?

Вандалы Материал из Википедии — свободной энциклопедии Перейти к: навигация, поиск Ванда́лы — древний германский народ, предположительно близкий к готам. В начале I тысячелетия н. э. вандалы жили на побережье Балтийского моря (Пшеворская культура), а затем стали продвигаться к югу и осели в Силезии и Моравии.

Там вандалы разделились на две ветви: хасдингов и силингов. В начале V века и те, и другие вместе с аланами и остатками свевов, уходя от наступающих гуннов, двинулись в поход на запад. В ночь на 1 января 407 года вандалы и аланы, разгромив франков (романских федератов), вторглись в римскую Галлию.

Читайте также:  Гуманоид атакамы - загадочная мумия из американской пустыни

13 октября 409 вандалы и аланы вторглись на Пиренейский полуостров, где расселились. В 417-418 против вандалов выступили подстрекаемые Римом вестготы. В нескольких сражениях вандалы-силинги были разбиты и практически уничтожены. Их король Фредбал попал в плен, а остатки силингов влились в состав вандалов-хасдингов.

Последние пробились на юг полуострова и в конце мая 429 года переправились в Северную Африку, где в 439 году основали своё королевство со столицей в Карфагене. Это государство просуществовало до 533 года, когда войска, отправленные восточноримским императором Юстинианом I, полностью истребили вандалов.

В связи с участием вандалов в разграблении Рима в 455 г. имя вандалов с XVIII века стало нарицательным в значении фанатичный разрушитель. На самом же деле, Рим пострадал от вандалов сравнительно слабо — летописи отзываются о вандалах как о довольно цивилизованном народе.

Список королей Годизел (—407) Гундерих (407–428) Гейзерих (428–477) Хунерих (477–484) Гундамунд (484–496) Тразамунд (496–523) Хильдерих (523–530) Гелимер (530–534)

Вандал — представитель племени вандалов. Вандал — лицо, совершающее или совершившее вандализм. Вандал — легендарный князь, правивший в Словенске во второй половине VIII века. «Вандал» — первый в мире теплоход, построенный в России в 1903 году. Вандал (река) — древнее название реки Висла. Вандал – музыкальная рок-группа, исполняющая музыку стиля oi. тебе какое значение интеренсно?

В русский язык слово пришло из немецкого, Wandalen – воинствующие древнегерманcкие племена, разрушившие Рим и уничтожившие его культурные ценности.

вандалы – это люди, для которых нет ничего святого

Сейчас вандалами называют, с позволения сказать, людей, своего рода фанатов, которые громят и разрушают памятники и другое культурное наследие, оскверняют могилы и т. п. Ванда́лы — древний германский народ, предположительно близкий к готам. В начале I тысячелетия н. э.

вандалы жили на побережье Балтийского моря (Пшеворская культура) , а затем стали продвигаться к югу и осели в Силезии и Моравии. В связи с участием вандалов в разграблении Рима в 455 г. имя вандалов с XVIII века стало нарицательным в значении “фанатичный разрушитель”.

На самом же деле, Рим пострадал от вандалов сравнительно слабо — летописи отзываются о вандалах как о довольно цивилизованном народе.

Вандалы Материал из Википедии — свободной энциклопедии Перейти к: навигация, поиск Ванда́лы — древний германский народ, предположительно близкий к готам. В начале I тысячелетия н. э. вандалы жили на побережье Балтийского моря (Пшеворская культура), а затем стали продвигаться к югу и осели в Силезии и Моравии.

Там вандалы разделились на две ветви: хасдингов и силингов. В начале V века и те, и другие вместе с аланами и остатками свевов, уходя от наступающих гуннов, двинулись в поход на запад. В ночь на 1 января 407 года вандалы и аланы, разгромив франков (романских федератов), вторглись в римскую Галлию.

13 октября 409 вандалы и аланы вторглись на Пиренейский полуостров, где расселились. В 417-418 против вандалов выступили подстрекаемые Римом вестготы. В нескольких сражениях вандалы-силинги были разбиты и практически уничтожены. Их король Фредбал попал в плен, а остатки силингов влились в состав вандалов-хасдингов.

Последние пробились на юг полуострова и в конце мая 429 года переправились в Северную Африку, где в 439 году основали своё королевство со столицей в Карфагене. Это государство просуществовало до 533 года, когда войска, отправленные восточноримским императором Юстинианом I, полностью истребили вандалов.

В связи с участием вандалов в разграблении Рима в 455 г. имя вандалов с XVIII века стало нарицательным в значении фанатичный разрушитель. На самом же деле, Рим пострадал от вандалов сравнительно слабо — летописи отзываются о вандалах как о довольно цивилизованном народе.

Список королей Годизел (—407) Гундерих (407–428) Гейзерих (428–477) Хунерих (477–484) Гундамунд (484–496) Тразамунд (496–523) Хильдерих (523–530) Гелимер (530–534) Источник: http://ru.wikipedia.org/wiki/Вандалы

Источник: https://touch.otvet.mail.ru/question/9956377

Вандалы: откуда пришло это племя

Имя вандалов — варваров, учинивших двухнедельный разгром города Рима, давно стало нарицательным. Но что на самом деле произошло в 455 году? И откуда взялись племена, которые многие древние историки называют славянами.

Племя из ниоткуда

Историки до сих пор не могут прийти к единому мнению о том, откуда пришли племена, название которых стало нарицательным, и к какому этносу они относились. Самая распространенная версия — германцы.

Об этом писали еще современные им античные авторы: Тацит упоминал о «вандалиях» как о древнем названии одного из германских племен; Плиний Старший видел в них представителей северо-восточных германцев.

Уже позднее византийский историк Прокопий Кессарийский причислял вандалов к одному из готских племен, которые, по его мнению, вышли с берегов Азовского моря. Но не стоит забывать, что все вышеперечисленные лица, в особенности Тацит и Плиний, как впрочем, и другие античные авторы обычно не вдавались в подробности об этнической принадлежности своих «варварских соседей». [С-BLOCK]

В разные периоды времени они называли их то скифами, то кельтами, то германцами. Естественно, сведений об исторической родине этих племен, как и весомых доказательств об их принадлежности к германцам, у этих авторов практически нет.

Ситуация осложняется еще и тем, что сами вандалы, которые прошли через всю Европу и обосновались на территории Карфагена, к началу средневековой эпохи не сохранили никаких легенд о своем первоначальном месте обитания.

Последняя надежда — на археологию, которая локализирует вандальскую родину территорией в междуречье рек Вислы и Одера. Как раз по соседству с предположительными праславянами — венедами.

Славяне?

Несложно представить, насколько выгодной является версия о славянском происхождении вандалов для самих славянских народов.

Если не брать во внимание не самую блестящую репутацию погромщиков Рима — вандалы основали одно из крупнейших государств раннего средневековья — королевство вандалов и аланов, которое достигло северных берегов Африки.

Один из советских историков — Кучеренко, писал, что завоевания вандалов (славян, согласно его статье) Северной Африки привело к упрочению там славянского элемента, который в VII веке из Африки распространился в Византию.

С меньшим пафосом вандалов относили к славянам еще западноевропейские хронисты VIII века, которые, основываясь на схожести названий, перенесли имя исчезнувших вандалов на западных славян вендов.

В более поздних сочинениях некоторые варварские племена прошлого — в том числе гунны и вандалы, окончательно перемешались со славянами. Так, хронист XI века Адам Бременский сообщал, что вандалами называли славян в прежние времена.

Алламанские анналы, описывающие историю Франкского государства, называют славянов-вендов вандалами. [С-BLOCK]

Современные историки, в попытках доказать славянское происхождение вандалов, что свидетельствовало бы о древнем происхождении славянских племен и наличие ранней государственности, апеллируют именно к этим средневековым авторам, а также к топонимике, то есть этимологии географических названий.

Так, Кучеренко принимает древние испанские названия Гвадалквивир или Сьерра-Невада за славянские топонимы, оставленные вандалами и происходящие от славянского слова «вода».

Читайте также:  Интересные факты из жизни григория распутина

В поисках доказательств последний ссылается даже на якобы славянский тип лица, изображенный на монетах королевства вандалов, где присутствуют усатые и бородатые люди: «Монеты Ираклия и его преемников, дают нам целую галерею портретов славян», — сообщает Кучеренко.

Тем не менее, сохранившиеся письменные памятники позволяют нам полностью реконструировать фонетическую картину языка вандалов, который по своей структуре напоминает скорее восточную разновидность готской или германской речи.

Его величество Гейзерих, или как горел Рим  Пожалуй, самым интересным моментом истории племени вандалов было разорение Рима в 455 году, длившееся более двух недель. Из Вечного города были увезены все культурные ценности, которые только можно было погрузить на корабли, тысячи свободных граждан попали в плен и были проданы в рабство.

Об этом деянии вспомнит впоследствии, в XVIII веке один из деятелей Великой Французской революции — аббат Анри Грегуар. В своем докладе перед Генеральными штатами он введет термин «вандализм», обозначающий беспощадное варварство и беспричинное уничтожение культурных памятников.

Однако справедливости ради стоит отметить, что деяния вандалов в Риме не имеют ничего общего с вандализмом в современном понимании этого термина.

Разграбление города Гейзерихом, напротив отличалось своим методичным характером, в отличие от предыдущего, учиненного готским вождем Аларихом, когда его армия уничтожила половину Вечного города. Гейзерих, в ответ на бескровную сдачу города, не подверг его пожарам и сохранил жизнь горожанам.

Правда, это не помешало ему вывезти оттуда большую часть работоспособного населения в качестве будущих рабов, а также все ценное, что только можно было продать.

Надо сказать, что врага в город позвали сами римляне, а точнее жена покойного императора Валентиана III — Евдоксия, стремившаяся отомстить узурпатору — сенатору Петронию Максиму, убившему ее мужа и совершившему переворот. [С-BLOCK]

Римский историк Проспер Аквитанский утверждает, что масла в огонь «подлил» Максим, будто заявивший Евдоксии, что решился на вероломство ради своей любви к ней. Разгневанная, она попыталась найти союзника, который сможет отомстить за ее бесчестье и позор.

Выбор пал на короля вандалов Гейзериха — на тот момент самого влиятельного из королей Запада. Ему было уже за шестьдесят, и под его предводительством племя владело Африкой уже около четверти столетия.

Другие его могущественные современники — Аттила и Теодорих уже стали историей, а он по-прежнему наводил ужас и трепет на соседей.

Именно к нему Евдоксия обратилась с просьбой стать ее защитником и мстителем за него союзника Валентиниана. По словам Проспера: «Она настойчиво твердила, что ему как другу и союзнику, раз совершено столь великое преступление по отношению к царскому дому, было бы недостойно и нечестиво не оказаться мстителем».

Своей цели она отчасти добилась — узурпатор Максим был убит своими же рабами еще до приближения вандалов. Последние же отнюдь не собирались возвращаться домой с пустыми руками. Сама Евдоксия и другие члены императорской семьи также были увезены Гейзерихом в Карфаген, а одна из дочерей выдана замуж за наследника престола.

«Самые изнеженные из всех варваров»

В какой-то степени, Евдоксия принесла несчастье и королевству вандалов. При ее внуке — Гильдерихе, который перед тем как занять долгое время провел в Константинополе под влиянием императора Юстиниана, вандальское королевство не только утратило свою боевую прыть, но и переживало сильнейший религиозный раскол между арианцами и православными.

Византийский писатель Прокопий Кессарийский писал, что вандалы «его времени» — «самые изнеженные из варваров, с которыми византийцам приходилось сражаться». Субъективная точка зрения византийского ученого не была далека от истины.

Карфаген повторил судьбу когда-то завоеванного им же Рима. Воспользовавшись государственным переворотом, в результате которого был свергнут любимец Юстиниана — Гильдерих, византийский император организовал экспедицию в Северную Африку.

Вандальское королевство было уничтожено, а Северная Африка стала территорией Византии.

Источник: http://news.rambler.ua/other/39965047-vandaly-otkuda-prishlo-eto-plemya/

Откуда пришли вандалы

Пожалуй, самым интересным моментом истории племени вандалов было разорение Рима в 455 году, длившееся более двух недель. Из Вечного города были увезены все культурные ценности, которые только можно было погрузить на корабли, тысячи свободных граждан попали в плен и были проданы в рабство.

Об этом деянии вспомнит впоследствии, в XVIII веке один из деятелей Великой Французской революции – аббат Анри Грегуар. В своем докладе перед Генеральными штатами он введет термин «вандализм», обозначающий беспощадное варварство и беспричинное уничтожение культурных памятников.

Однако справедливости ради стоит отметить, что деяния вандалов в Риме не имеют ничего общего с вандализмом в современном понимании этого термина.

Разграбление города Гейзерихом, напротив отличалось своим методичным характером, в отличие от предыдущего, учиненного готским вождем Аларихом, когда его армия уничтожила половину Вечного города. Гейзерих, в ответ на бескровную сдачу города, не подверг его пожарам и сохранил жизнь горожанам.

Правда, это не помешало ему вывезти оттуда большую часть работоспособного населения в качестве будущих рабов, а также все ценное, что только можно было продать.

Надо сказать, что врага в город позвали сами римляне, а точнее жена покойного императора Валентиана III – Евдоксия, стремившаяся отомстить узурпатору – сенатору Петронию Максиму, убившему ее мужа и совершившему переворот.

Римский историк Проспер Аквитанский утверждает, что масла в огонь «подлил» Максим, будто заявивший Евдоксии, что решился на вероломство ради своей любви к ней. Разгневанная, она попыталась найти союзника, который сможет отомстить за ее бесчестье и позор.

Выбор пал на короля вандалов Гейзериха – на тот момент самого влиятельного из королей Запада. Ему было уже за шестьдесят, и под его предводительством племя владело Африкой уже около четверти столетия.

Другие его могущественные современники – Аттила и Теодорих уже стали историей, а он по-прежнему наводил ужас и трепет на соседей.

Именно к нему Евдоксия обратилась с просьбой стать ее защитником и мстителем за него союзника Валентиниана. По словам Проспера: «Она настойчиво твердила, что ему как другу и союзнику, раз совершено столь великое преступление по отношению к царскому дому, было бы недостойно и нечестиво не оказаться мстителем».

Своей цели она отчасти добилась – узурпатор Максим был убит своими же рабами еще до приближения вандалов. Последние же отнюдь не собирались возвращаться домой с пустыми руками. Сама Евдоксия и другие члены императорской семьи также были увезены Гейзерихом в Карфаген, а одна из дочерей выдана замуж за наследника престола.

Источник: http://russian7.ru/post/otkuda-prishli-vandaly/

Ссылка на основную публикацию