Александровская колонна
Александровская колонна (1829-1834) – крупнейший в мире гранитный монолит, стоящий под тяжестью собственного веса.
Подъем Александровской колонны. Литография 1836 года.
Наука и жизнь // Иллюстрации
Навершие Александровской колонны обследует верхолаз.
Спина ангела – поражает тщательность чеканки.
Александровская колонна окружена металлическими лесами. Идет реставрация. Фото 2002 года.
‹
›
На Дворцовой площади Санкт-Петербурга появились строительные леса. Идет реставрация Александровской колонны.
Она создана в 1834 году по проекту французского скульптора Огюста Рикара Монферрана как памятник императору Александру I (на одной из граней постамента надпись: “Александру I – Благодарная Россия”).
В силу своей художественной выразительности колонна сразу стала восприниматься как одно из самых торжественных триумфальных сооружений во славу побед русской армии, во славу побед “вечной памяти 1812 года”.
Французский архитектор Огюст Рикар Монферран (1786- 1858) сумел обратить на себя внимание Александра I, преподнеся ему собственноручно выполненный “Альбом разных архитектурных проектов, посвященных Его Величеству Императору Всероссийскому Александру I”. Произошло это сразу после вступления русских войск в Париж в апреле 1814 года.
Среди рисунков были проекты конной статуи, колоссального обелиска, Триумфальной арки “Храброму Российскому воинству” и “Колонны в честь всеобщего мира”, имеющей определенное сходство с будущим проектом Александровской колонны. Кроме самих рисунков давался краткий перечень необходимых строительных материалов и указывалась стоимость затрат.
Таким образом, Монферран сумел показать себя не только как прекрасного рисовальщика, знатока и поклонника классического искусства, но и как технически грамотного специалиста. Архитектор получил любезное, хотя и официальное приглашение приехать в Петербург и не побоялся им воспользоваться.
В 1816 году он приехал в северную столицу, где и проработал более 40 лет, до самой смерти.
Монферран получил должность придворного архитектора и начал работу по перестройке Исаакиевского собора. Он уже был достаточно известен к тому времени, когда решил принять участие в конкурсе на проект памятника Александру I. Конкурс объявил в 1829 году император Николай I в память о “незабвенном брате”.
Монферран представил проект колоссального обелиска, совершенно справедливо полагая, что на просторах Дворцовой площади потеряется любой скульптурный памятник. Император приказал заменить обелиск колонной.
И архитектор предлагает, взяв за основу прекрасный античный образец – колонну Траяна в Риме, создать произведение, превосходящее этот шедевр.
Проект утвержден, и начинается не имеющая аналогий по кропотливости и изнуряющей тяжести работа. Для колонны Монферран решил использовать монолит, обнаруженный им в гранитных ломках под Выборгом, в Пютерлаксе, где добывался камень для колонн Исаакиевского собора. Вручную в течение двух лет отделяли гранитную глыбу от скалы.
Для доставки камня в Петербург построили специальный бот “Св. Николай”, и на нем обтесанную вчерне колонну доставили сначала в Кронштадт, а затем в Петербург, на Дворцовую пристань. Предстоял самый сложный этап – установка колонны на постамент, сооруженный ранее.
Изготовили леса, а также множество блоков, лебедок и канатов, с помощью которых собирались поднять монолит.
30 августа 1832 года на Дворцовой площади при огромном скоплении народа колонну установили на постамент. Вся операция продолжалась 100 минут. Император, поздравляя архитектора, сказал: “Монферран, вы себя обессмертили”. Но предстояло еще окончательно обработать гранит, отлить из бронзы многочисленные декоративно-символические детали, барельефы и скульптурное завершение.
По поводу последнего были различные предложения. Утвердили проект скульптора Б. И. Орловского: “Фигура Ангела с крестом, которым попирается у подножия вражда и злоба (змея), изображает разительную мысль – сим победиши”.
(Модель учитывала также настоятельное желание императорского дома “придать ангелу портретное сходство с лицом Александра I”.
) Скульптурное навершие, барельефы с изображением воинских доспехов, оружия и аллегорических фигур, другие декоративные детали отлиты из бронзы на заводе Ч. Берда.
И вновь 30 августа, но уже 1834 года, состоялось торжественное открытие монумента. Со времен Петра I 30 августа (12 сентября по новому стилю) отмечали как день святого благоверного князя Александра Невского – небесного защитника Санкт-Петербурга.
В этот день Петр I заключил “вечный мир со Швецией”, в этот день были перенесены мощи Александра Невского из Владимира в Петербург. Вот почему ангел, венчающий Александровскую колонну, всегда воспринимался, прежде всего, как защитник и как страж.
Ангел охранял и благословлял. Вместе с ним город переживал все исторические коллизии: революции, войны, экологические невзгоды.
В послереволюционное время его закрывали брезентовым колпаком, окрашенным в красный цвет, маскировали шарами, спускаемыми с зависающего дирижабля. Готовился проект установки вместо ангела огромной статуи В. И. Ленина. Но провидению было угодно, чтобы ангел сохранился.
В годы Великой Отечественной войны монумент укрыли лишь на 2/3 высоты и ангел получил ранение: на одном из крыльев – осколочный след.
Сохранность скульптуры во многом обеспечивалась надежностью авторского конструктивного решения. Фигура ангела с крестом и змеей отлита вместе с площадкой, по форме являющейся завершением купола. Купол в свою очередь венчает цилиндр, установленный на прямоугольной площадке – абаке.
Внутри бронзового цилиндра заключен основной опорный массив, состоящий из многослойной кладки: гранита, кирпича и двух слоев гранита в основании. Через весь массив проходит металлический стержень, который, как предполагали, является опорным для скульптуры.
Важнейшее условие надежности крепления скульптуры – герметичность отливки и отсутствие влаги внутри опорного цилиндра.
За монументом постоянно наблюдали, производились дополнительные осмотры и расчеты запаса устойчивости. К сожалению, с годами увеличиваются вредные вибрационные нагрузки. В последний раз полная реставрация памятника с использованием лесов проводилась в 1963 году.
С конца 1980-х годов у хранителей Государственного музея городской скульптуры появились причины для беспокойства: из-под бронзовой капители колонны вытекали белесые струйки и языки влаги не высыхали даже в самые жаркие дни лета. Причина могла быть только одна: попадание воды внутрь скульптурного навершия и далее – в его основание.
Вода, просачиваясь сквозь кирпичную кладку, вымывает связующий раствор, и, кроме того, во влажной среде активно идет процесс коррозии опорного стержня.
В 1991 году впервые в истории петербургской реставрационной школы было проведено визуальное обследование скульптуры, венчающей Александровскую колонну. Верхолазов поднял к ангелу лифт специального пожарного крана “Магирус Дойч”.
Закрепившись веревками, верхолазы выполнили фото- и видеофиксацию скульптуры. Обнаружено значительное количество трещин, протечек, перерождение материалов герметизации.
Но потребовалось еще 10 лет тревог и неустанных поисков финансирования, чтобы, установив надежные стационарные леса, начать профессиональное и разностороннее обследование монумента.
Летом 2001 года хранители и реставраторы, преодолев немногим более 150 ступенек металлической лестницы, отправились на первое свидание с ангелом. Увидев его вблизи, испытываешь потрясение: он огромен и одновременно изящен. Предельно выразителен и лаконичен.
Поражает виртуозная тщательность чеканки, пластической проработки каждой детали: вьющиеся власы, разделенные пробором и ниспадающие на плечи, обрамляют прекрасный лик, глаза полуприкрыты веками, взор устремлен вниз. Он настолько сосредоточен, что невозможно не почувствовать – ангел смотрит внутрь себя.
Бесполезно и незачем искать какого-либо портретного сходства. Ангел похож только на себя! Чрезвычайно выразителен жест правой руки, поднятой в благословляющем жесте к небу. Легок и стремителен бег босых ног, виднеющихся из-под развевающихся одежд. Огромные крылья воздушны, прочеканено каждое перышко.
В раскрытой пасти поверженного змея видны зубы и ядовитое жало.
При осмотре мы увидели кроме трещин расхождения соединительных швов, скрепленных некогда свинцом. Свинец полностью деструктурирован. На голове и плече ангела сохранились люки, предназначавшиеся для удаления формовочной земли и арматуры.
В подоле одежды размещается фланец (плоское кольцо) на болтах, частично утраченных. Фланец сняли и с помощью специального прибора – волоконно-оптического эндоскопа – осмотрели скульптуру изнутри. Оказалось, что и скульптура и крест не имеют опорного стержня.
Стержень, проходящий через внутреннюю кладку цилиндра, верхним своим концом упирается в “подошву” ангела, то есть в сферическое завершение цилиндра. Крылья скульптуры, отлитые из трех частей, соединены с помощью болтов и прикреплены к спине.
На голове ангела выявлено сквозное отверстие размером 70 х 22 мм.
Заключение было неутешительным: внутрь скульптуры попадает влага, которая просачивается в цилиндр и в абаку. Цилиндр деформирован, “выпирают” стенки, утрачены соединительные болты. Вывернув 54 медных винта, реставраторы частично вскрыли бронзовую облицовку абаки.
Внутренняя кирпичная кладка оказалась разрушенной. Между кирпичами отсутствует связующий раствор, и все это чрезвычайно перенасыщено влагой. В ходе обследования взяты пробы и выполнены соответствующие исследования загрязнений бронзы, качества патины.
В целом состояние бронзовой поверхности удовлетворительное, поражение “бронзовой болезнью” фрагментарно.
Важную роль в стабильном состоянии навершия играет конструкция абаки. Система креплений предусматривала “ребра”, выполненные из кирпича.
Вскрытие листов бронзовой обшивки абаки выявило совершенно удручающее, аварийное состояние внутренних опор: полное отсутствие связующего состава, кирпич разрушен (собран реставраторами на совок с помощью щетки).
Новые опоры выполнены из гранита, и теперь опасения, что 16-тонная абака может упасть или перекоситься, полностью устранены.
Внимание хранителей и реставраторов сосредоточено не только на ликвидации трещин, защите бронзовой поверхности, но, в первую очередь, на осушке внутренней кладки. Следует укрепить ее с помощью новейших растворов, а также установить дополнительные болты и винты.
На рельефах постамента памятника обнаружено более 110 следов от осколков снарядов. Пробита осколками и “броня” Александра Невского.
Из-за взаимодействия различных металлов – бронзы и чугуна идет активный процесс коррозии, разрушения бронзы. Реставраторам предстоит кропотливая работа по “залечиванию ран войны”.
Сейчас проводятся ультразвуковые обследования колонны, позволяющие обнаружить видимые и невидимые трещины на поверхности и в толще гранита.
Одновременно решается серьезная проблема восстановления гранита в основании. Под воздействием тяжести колонны гранит здесь покрыт трещинами.
Именно этого опасался Монферран, предлагая заключить низ колонны в бронзовый обод, но предложение тогда не было реализовано.
Методика проведения столь масштабных и не имеющих аналогий реставрационно-консервационных операций разработана проводящими работы специалистами ООО “Интарсия”. Финансирует реставрацию московское объединение “Хазер Интернейшнл Рус”.
К весне 2003 года Александровская колонна будет укреплена. Первоначальный облик приобретут и расположенные рядом четыре фонаря-торшера. Реставраторы намерены воссоздать ограду, выполненную по проекту Монферрана в 1836 году.
И тогда монумент, задуманный и воплощенный как единый художественно-архитектурный ансамбль, вернет себе торжественное великолепие триумфального памятника – подлинного петербургского чуда. Александрийский столп Официальное, историческое название памятника Александру I на Дворцовой площади в Петербурге – Александровская колонна.
Однако нередко, ссылаясь на известное стихотворение А. С. Пушкина, Александровскую колонну называют “Александрийским столпом”:
Я памятник себе воздвиг нерукотворный, К нему не зарастет народная тропа, Вознесся выше он главою непокорной Александрийского
столпа.
По теме это стихотворение А. С. Пушкина перекликается с одой древнеримского поэта Горация (65-8 гг. до н. э.) “К Мельпомене”. Эпиграф к пушкинскому стихотворению: Exegi monumentum (лат.) – Я воздвиг памятник – взят из оды Горация.
Среди семи чудес света известна колоссальная башня маяка, воздвигнутая в Александрии в конце III в. до н. э. и имевшая высоту 180 метров. (В архитектуре столп – башня, башнеобразное сооружение.) Пушкин – прекрасный знаток мифологии – безусловно знал о памятниках древности.
Следует учесть, что стихотворение написано в 1836 году, когда Александровская колонна уже два года возвышалась над Дворцовой площадью. И этот памятник не мог оставить поэта равнодушным.
Пушкинская метафора многозначна, она вмещает в себя памятники древности и одновременно является откликом на памятник Александру I.
Детальное описание иллюстрации
Источник: https://www.nkj.ru/archive/articles/4462/
“Наделение историей. Сказки Александрийского столпа.”
?atrizno (atrizno) wrote,
2016-07-26 21:45:00atrizno
atrizno
2016-07-26 21:45:00Category:Любителям альтернативной истории
Оригинал взят у petr_andreev в Наделение историей. Сказки Александрийского столпа.
Из комментариев gorojanin_iz_b отсюда , отсюда , отсюда .
Давно пора рассыпать сказки про то, как высекали, точили, тащили, ставили Александрийскую колонну вопреки законам природы крестьяне Петра, иерофанты працивилизаций, атланто-плеядянты тартарий и прочие анунахи с неебиры.
История создания цельной Александрийской колонны сфальсифицирована с самого начала. Колонна обыкновенная составная. 10 частей вполне видны, если посмотреть с фильтрами на дальних фото, и без всяких фильтров – на ближних.
Это обычная составная колонна в гранитной облицовке, сделанная в комплекте с прочей “античностью” в рамках глобального проекта наделения сапиенсов историей, примерно тогда же и так же (фактические копии есть, например, в Баальбеке, показывалась здесь), одновременно с пирамидами, но не унесена историками во тьму веков и пески времен.
Можно сколько угодно цитировать Монферрана, но одной стадии “свидетельств современников” , начальной-вырубальной, очень стесняются и “официозники”, и “альтернативщики” всех мастей.
“Камень”, по свидетельству современников, вырубали “вычисленными взрывами”.
Вот этот текст мне особенно нравится. Я думал, кретинизмом страдает только нынешний цех создателей истории, вроде этих. Оказывается, нет. Случалось и прежде.
Отсюда https://vivaldi.nlr.ru/pn000102998/view#page=3 , и далее https://vivaldi.nlr.ru/pn000102998/view#page=4 .
“Когда всѣ передовыя массы передъ колонною были сняты, Колодкинъ приступилъ къ расчистке основанiя горы подъ массою самой колонны, и когда сiе искусно вычисленными взрывами, направленными во всѣ стороны камня, было окончено, такъ, что вся масса, имѣвшая болѣе 100 тысячъ пудовъ тяжести, почти висѣла на воздухѣ – поставил он подставки подъ массою и съ лицеваго бока. Сiи подставки по всей лицевой или наружной сторонѣ входили въ массу верхними концами посредствомъ выдолбленныхъ въ сей последней гнѣздъ, а нижняя часть сихъ контрфорсовъ была поставлена на бревна, и зарыта въ землю. Длина сихъ бревенъ была отъ 4 до 5 саженъ. Такимъ образомъ люди имѣли возможность безъ всякой опасности работать еще подъ массою, ибо надлежало разрѣзы или пазы снизу у основанiя расширивать посредствомъ взрывовъ, для удобнѣйшаго и беспрепятственнаго паденiя громады съ боковъ. Когда все сiе приведено было къ окончанiю, приступилъ Колодкинъ, в присутствiи уже самого Г-на Яковлева, къ распоряженiямъ для отвалки колонной массы… “
В общем, Александрийскую колонну не выламывали клинышками из плоского гранитного монолита, как можно было бы решить, глядя на рисунки других объектов, а получали управляемыми (вычисленными) взрывами (!!!), в гранитном монолите (!!), вертикально висящей (!!!), а потом уже стелили бревна, еловый лапник и хворост, чтобы ронять ее сверху и набок. Об этом читайте далее на ссылках.
https://vivaldi.nlr.ru/pn000103121/view#page=3
https://vivaldi.nlr.ru/pn000103122/view#page=3
https://vivaldi.nlr.ru/pn000103123/view#page=3
https://vivaldi.nlr.ru/pn000103124/view#page=3
https://vivaldi.nlr.ru/pn000103125/view#page=3Феерично! Мы в восхищении.Прадедушка Семы Пегова знал толк в своем ремесле.Про взрывы, правда, ничего не знал, и вряд ли за свою жизнь хоть когда-нибудь видел хоть один взрыв, но разве это помеха для честного репортажа?*Формальность для тех, кто в танке: монолиты по законам природы раскалываются при взрыве.*Делалась колонна, как не раз говорил, из стандартных составных частей (известняк или подобный материал), как все “колонны античности”, покрытых искусственным гранитом, залитым в опалубке. Поставлена на естественную скальную основу.Опалубка составная, из набора металлических труб, использованных по очереди по ходу приставления частей сердцевины. Каждый отрезок трубы сужен кверху, на сантиметры.Штукатурка искусственного гранита филигранна, но не безупречна.Места стыков частей колонны все же провалены кое-где, и их не заделать до идеально ровного.Стык между 1 и 2 частями (считая снизу).
Оригиналы фот 1 , 2
Опалубные трубы ставились быстро, по недозастывшей массе гранита. Следы стыков есть, хотя глазом это трудно увидеть (я не увидел, когда смотрел в живую). Но иногда полезней смотреть хорошую съемку.
Александрийская колонна – как раз такой случай.След. Жидкий гранит при высыхании в месте стыка частей сердцевины слегка обтёк части, образовав характерные складки.
Оригиналы фот с этой складкой – 1 , 2 .
Еще раз повторю тупарям-бетонщикам: ни один антик не заливался сразу. Только послойно. Мокрая гранитная масса схватывается, будучи еще мокрой, поэтому не образует швов.
Хотя при больших объемах и многократности заливки их не избежать. Как в Асуанском недообелиске с разрезом – здесь дополна примеров.
Еще две складки на стыкахПосередине 8-я часть, под ней 7-я, над ней 9-я.Дефекты формы сердцевины гранитная масса, полностью высохнув, слегка обтекла.А вот к финишу – когда труба снята – может быть только ручная работа.
Это не шпатель, эти лепесточки вообще пальцами выравнивались.Вмятина от пальца в месте паза между 9-й и 10-й частями отпечаталась.Согласен с оппонентами, что опалубная труба не могла быть цельнолитой. Она со швом.
Отпечаток шва на колонне также виден.
оригинал
Шлифовки скорей всего не было, а если и была, то минимальная. Порошком ясен пень. Самым мелким абразивом. Поверхностный гранит колонны – это очень точная работа с очень гладкой опалубкой, полой трубой из минимально пористого, шлифованного металла.
Опалубая труба – сама по себе шлифовочная машинка. При аккуратном поднятии многими мягкими ударами снизу идеально шлифанет полузастывший гранит.
В посте о строительстве пирамид показывались почти зеркальные грани от металлических опалубок на “древнеегипетском граните”.
Колонна имеет энтазис – сужение кверху на 0,5 м.Если сжать 10-кратно фото с корректного ракурса, энтазис виден.
Например, с этого фото http://funkyimg.com/i/2esGq.jpg .
Также видно, что колонна при последовательной заливке трубной опалубкой ощутимо ушла в сторону.Без энтазиса – сужения кверху каждой составной части опалубки снять опалубный отрезок трубы, не повреждая поверхность, в принципе невозможно.
Ума и здоровья!
Источник: https://atrizno.livejournal.com/8577856.html
Скульптура и рельефы Александровской колонны
Александровская колонна – один из самых знаковых и величественных памятников Санкт-Петербурга. Архитектурный шедевр расположен в центре Дворцовой площади, где каждый почитатель искусства может насладиться великолепием монумента и мастерством архитектора.
Колонна была торжественно открыта в 1834 г. Памятник был воздвигнут в честь победы русского царя Александра I над французским войском завоевателя Наполеона Бонапарта.
Уже более 2-х столетий архитектурное творение считается символом величия русской армии и вечной памяти о погибших героях в битвах 1812 г.
История создания
Идея о сооружении триумфального монумента в честь победы русских войск над Францией принадлежала Николаю I, который желал увековечить подвиг брата. Продуктивная работа над реализацией задумки началась после входа русской армии в Париж в 1814 г. Николай I начал искать талантливого архитектора для строительства триумфального сооружения.
Царю очень понравились работы О. Монферрана, французского архитектора, который предложил целый ряд скульптур, восхваляющий российские боевые победы. Впоследствие, Огюст Монферран был назначен штатным архитектором при дворе царя и приступил к разработке будущего монумента.
В 1829 г. архитектор представил заказчику грандиозный проект триумфального обелиска, однако предложение было отклонено. Дворцовые архитекторы посчитали, что обелиск затмит всю имеющуюся архитектуру на Дворцовой площади. Поэтому было принято решение заменить обелиск на колонну.
На создание Александровской столпа автора вдохновила античная колонна Траяна, расположенная в Риме. Второй проект триумфального сооружения был одобрен царем, и скульптор сразу же приступил к реализации архитектурной идеи.
Колонна изготовлена из цельного куска гранита, который кропотливо высекали из скалы под Выборгом более 2 лет. Доставка монолита в Санкт-Петербург также требовала тяжелой работы, огромных усилий и заняла более 4 месяцев.
В августе 1832 г. каменную глыбу установили на постамент в центре Дворцовой площади. Монтаж основы для будущего памятника занял около 2 часов. Но окончательное убранство колонны было создано лишь спустя несколько лет.
Скульптуры и барельефы монумента
Архитектурное изваяние поражает своей масштабностью и монументальностью. Александрийская колонна украшена десятками скульптур, барельефов, объемных орнаментов и узоров, которые органично сочетаются, формируя шедевральные композиции.
Монумент декорирован по проекту скульптора Б. Орловского, который предложил увенчать монолит скульптурой ангела. Скульптура была задумана как центральный архитектурный элемент памятника.
Бронзовый ангел с крестом стал символом борьбы добра и зла, всегда воспринимался горожанами как страж и защитник русского народа.
Источник: https://www.gessostar.ru/aleksandrovskaya-kolonna/
Александрийский столп С-Петербурга (история, строительство, легенды)
?ak_su (ak_su) wrote,
2016-08-31 17:06:00ak_su
ak_su
2016-08-31 17:06:00Оригинал взят у karhu53 в Александрийский столп С-Петербурга (история, строительство, легенды)[Spoiler (click to open)]Оригинал взят у ochkarik_48 в Александрийский столп С-Петербурга (история, строительство, легенды)Интересный факт: при рытье котлована под фундамент столпа на глубине 5 м наткнулись на сваи.В копилку того, что Петербург был не построен, а разрыт – или , по-крайней мере, построен на месте другого города, о котором знал царственный строитель, но о котором всячески пытаются молчать ныне.Объяснение что эти сваи были забиты для укрепления грунта в 1760 году выглядят еще более странными, чем сами сваи. за 70 лет все забыли, что на этом месте уже проводились фундаментные работы? Массовая амнезия по поводу работ, проходивших – внимание – в ЦЕНТРЕ столицы , т.е. центре центра? Прямо возле императорского дворца ? Какого лешего укрепляли грунт на пустом месте? Дворцовая площадь – это пустое место. Сваями укрепляют грунт под зданиями. Не под площадями. Если же это работа Растрелли, который хотел построить тут памятник, почему никаких данных об этом? И опять – массовая амнезия, что забыли о том, что тут уже строили памятник ? У нас старожилы, если расспросить, помнят, где чего было не то что до войны, до царской власти.Объяснение
Александрийский столп С-Петербурга (история, строительство, легенды)
Столб… столба… столбу…
С) народ
Александрийский столп (Александровский, Александринский) – памятник Александру I, победителю Наполеона
в войне 1812-1814 годов. Колонна, возведенная по проекту Огюста Монферрана, была установлена 30 августа 1834 года. Ее венчает фигура Ангела, выполненная скульптором Борисом Ивановичем Орловским.
Александрийский столб – это не только архитектурный шедевр в стиле ампир, но и выдающееся достижение инженерной мысли.
Самая высокая колонна в мире, сделанная из монолитного гранита. Её вес составляет 704 тонны. Высота памятника – 47,5 метров, гранитного монолита – 25,88 метра.
Она выше колонны Помпея в Александрии, колонны Траяна в Риме и, что особенно приятно, Вандомской колонны в Париже – памятника Наполеону (она есть ТУТ)
Начну с краткой истории ее создания
Идею сооружения монумента подал знаменитый архитектор Карл Росси. Планируя пространство Дворцовой площади, он полагал, что в центре площади нужно расположить памятник. Точка установки колонны со стороны выглядит точным центром Дворцовой площади. Но на самом деле она расположена в 100 метрах от Зимнего дворца и почти в 140 метрах от арки здания Главного штаба.
Строительство памятника было поручено Монферрану. Сам он его видел несколько иначе, с конной группой внизу и с множеством архитектурных деталей, но его поправили)))Для гранитного монолита — основной части колонны — была использована скала, которую наметил скульптор в предыдущие его поездки в Финляндию.
Добыча и предварительная обработка производились в 1830—1832 годах в Пютерлакской каменоломне, которая находилась в Выборгской губернии (современный город Пютерлахти, Финляндия).Эти работы проводились по методу С. К. Суханова, руководили производством мастера С. В. Колодкин и В. А. Яковлев.Д ля обтёски монолита потребовалось пол года. Над этим ежедневно трудились 250 человек.
Руководителем работ Монферраном был назначен каменных дел мастер Эжен Паскаль.После того, как каменотёсы, обследовав скалу, подтвердили пригодность материала, от неё была отсечена призма, значительно превосходившая своими размерами будущую колонну.
Были использованы гигантские приспособления: громадные рычаги и ворота для того, чтобы сдвинуть глыбу с места и опрокинуть её на мягкую и упругую подстилку из елового лапника.После отделения заготовки, из этой же скалы были вырублены громадные камни для фундамента памятника, самые большие из которых весили около 25 тыс. пудов (более 400 тонн).
Их доставка в Санкт-Петербург производилась водным путём, для этого была задействована барка особой конструкции.Монолит же был оболванен на месте и подготовлен к транспортировке. Вопросами перевозки занимался корабельный инженер полковник К.А. Глазырин, который сконструировал и построил специальный бот, получивший имя «Святой Николай», грузоподъёмностью до 65 тыс. пудов (почти 1065 тонн).
При погрузке произошла авария – веса колонны не выдержали брусья, по которым она должна была вкатиться на судно, и она едва не рухнула в воду. Монолит загружали 600 солдат, за четыре часа совершивших марш-бросок длиной 36 вёрст из соседней крепости.Для выполнения погрузочных работ был сооружён специальный мол.
Погрузка производилась с деревянной платформы на его окончании, совпадающей по высоте с бортом судна.Преодолев все трудности, колонну погрузили на борт, и монолит отправился в Кронштадт на барже, буксируемой двумя пароходами, чтобы оттуда отправиться к Дворцовой набережной Санкт-Петербурга.Прибытие центральной части колонны в Санкт-Петербург состоялось 1 июля 1832 года.
За все вышеперечисленные работы отвечал подрядчик, купеческий сын В. А. Яковлев.С 1829 года на Дворцовой площади в Санкт-Петербурге начались работы по подготовке и строительству фундамента и пьедестала колонны. Руководил работами О. Монферран.
Сначала была проведена геологическая разведка местности, в результате которой недалеко от центра площади на глубине 17 футов (5,2 м) был обнаружен подходящий песчаный материк.Подряд на сооружение фундамента был отдан купцу Василию Яковлеву. До конца 1829 года рабочие успели вырыть котлован.
При укреплении основания для Александровской колонны рабочие наткнулись на сваи, которыми был укреплён грунт ещё в 1760-х годах. Вышло так, что Монферран повторил вслед за Растрелли решение о месте для памятника, угодив в ту же самую точку!В декабре 1829 года место для колонны было утверждено, и под основание было забито 1250 сосновых шестиметровых свай.
Затем сваи были срезаны под ватерпас, образовав площадку под фундамент, по оригинальному методу: дно котлована залили водой, и сваи срезали по уровню водного зеркала, что обеспечило горизонтальность площадки. Ранее с применением похожей технологии был заложен фундамент Исаакиевского собора.Фундамент памятника был сооружён из каменных гранитных блоков полуметровой толщины.
Он был выведен до горизонта площади тёсовой кладкой. В его центр была заложена бронзовая шкатулка с0 105 монетами, отчеканенными в честь победы 1812 года. Туда же поместили отчеканенную по проекту Монферрана платиновую медаль с изображением Александровской колонны и датой “1830 год”, а также закладную доску со следующим текстом:
“”В лето от Рождества Христова 1831-е начато сооружение памятника, воздвигаемого Императору Александру благодарною Россиею на гранитном основании, положенном в 19-й день ноября 1830 года. В Санкт-Петербурге при сооружении сего памятника председательствовал граф Ю. Литта. Заседали: князь П. Волконский, А. Оленин, граф П. Кутайсов, И. Гладков, Л. Карбоньер, А. Васильчиков. Сооружение производилось по начертанию того же архитектора Августина де Монтферанда”. “.
Работы были закончены в октябре 1830 года.После закладки фундамента, на него был водружён громадный четырёхсоттонный монолит, привезённый из Пютерлакской каменоломни, который служит основанием пьедестала.Инженерная задача установки столь крупного монолита была решена О.
Монферраном следующим образом: монолит закатили на катках через наклонную плоскость на платформу, построенную вблизи от фундамента. И камень свалили на кучу песка, предварительно насыпанную рядом с платформой.
“При этом так сильно вздрогнула земля, что очевидцы — прохожие, бывшие на площади в тот момент, почувствовали как бы подземный удар“. Затем его передвинули на катках.
Позже О. Монферран вспоминал; “Так как работы производились зимою, то я велел смешать цемент с водкою и прибавить десятую часть мыла.
В силу того, что камень первоначально сел неправильно, его пришлось несколько раз передвигать, что было сделано с помощью только двух кабестанов и с особенною лёгкостью, конечно, благодаря мылу, которое я приказал подмешать в раствор…”
Альбом с рисунками Монферрана.
К июлю 1832 года монолит колонны был на подходе, а пьедестал уже завершён. Настало время приступить к выполнению самой сложной задачи — установке колонны на пьедестал.На базе разработок генерал-лейтенанта А. А.
Бетанкура по установке колонн Исаакиевского собора в декабре 1830 года была сконструирована оригинальная подъёмная система. В неё входили: строительные леса в 22 сажени (47 метров) высотой, 60 кабестанов и система блоков.
30 августа 1832 года посмотреть на это событие собрались массы народа: они заняли всю площадь, а кроме этого окна и крыша Здания Главного штаба были заняты зрителями. На поднятие приехал государь и вся императорская семья.
Для приведения колонны в вертикальное положение на Дворцовой площади потребовалось привлечь силы 2000 солдат и 400 рабочих, которые за 1 час 45 минут установили монолит.После установки народ закричал “Ура!” А восхищенный император произнес: “Монферран, Вы себя обессмертили!”Гранитный столб и стоящий на нем бронзовый ангел держатся исключительно за счёт собственного веса. Если подойти к колонне совсем близко и, задрав голову, посмотреть вверх, захватывает дух – колонна покачивается.
(интересное совпадение с композицией надгробия Микеланджело – Orth)
После установки колонны оставалось закрепить на пьедестале барельефные плиты и элементы декора, а также выполнить окончательную обработку и полировку колонны.Колонна была увенчана бронзовой капителью дорического ордера с прямоугольной абакой из кирпичной кладки с бронзовой облицовкой. На ней был установлен бронзовый цилиндрический пьедестал с полушаровым верхом.
Параллельно со строительством колонны, в сентябре 1830 года О. Монферран работал над статуей, предполагаемой к размещению над ней и, согласно пожеланию Николая I, обращённой к Зимнему дворцу. В первоначальном проекте колонну завершал крест, обвиваемый змеёй для декорации крепежа.
Кроме того, скульпторами Академии художеств предлагались несколько вариантов композиций фигур ангелов и добродетелей с крестом.
Существовал вариант с установкой фигуры святого князя Александра Невского, но первым вариантом который был утвержден являлся крест на шаре без ангела, в таком виде колонна даже присутствует на некоторых старых гравюрах..
Но в итоге к исполнению была принята фигура ангела с крестом, выполненная скульптором Б. И. Орловским с выразительной и понятной всем символикой, — «Сим победиши!».Орловскому пришлось несколько раз переделывать скульптуру Ангела, прежде чем она понравилась Николаю I.
Император пожелал, чтобы лицу Ангела придали сходство с Александром I , а морда змеи, попранной крестом Ангела, должна была непременно походить на лицо Наполеона. Если и напотинает, то отдаленно.Первоначально Александровскую колонну обрамляла временная деревянная ограда со светильниками в виде античных треножников и гипсовыми львиными масками.
Столярную работу из изготовке ограды выполнил “резной мастер” Василий Захаров. Вместо временной ограды в конце 1834 года было решено поставить постоянную металлическую “с трёхглавыми орлами под фонарями”, проект которой Монферраном был составлен заранее.
Парад при открытии Александровской колонны в 1834 году. С картины Ладурнёра.
Для размещения почётный гостей Монферраном была сооружена специальная трибуна перед Зимним дворцом в виде трёхпролётной арки. Она была украшена так, чтобы архитектурно соединиться с Зимним дворцом.Перед трибуной и колонной прошел парад войск.Надо сказать, что кажущийся теперь совершенным, монумент порой вызывал у современников критику.
Монферрана, например, упрекали в том, что он якобы потратил предназначенный для колонны мрамор на строительство собственного дома, а для памятника использовал дешевый гранит. Фигура Ангела напоминала петербуржцам часового и вдохновила поэта на следующие насмешливые строки:”В России дышит все военным ремеслом:И Ангел делает на караул крестом”.
Но молва не пощадила и самого императора.
Подражая своей бабке, Екатерине II , начертавшей на пьедестале Медного всадника “Петру I – Екатерина II”, Николай Павлович в официальных бумагах называл новый монумент “Столб Николая I Александру I”, что сразу же дало жизнь каламбуру: “Столб столба столбу”.
В честь этого события была отчеканена юбилейная монета номиналом 1 рубль и полтора рубляГрандиозное сооружение внушало петербуржцам восхищение и трепет с момента основания, но предки наши всерьез боялись, что Александровская колонна рухнет, и старались обходить ее стороной.
Чтобы развеять обывательские страхи, архитектор Огюст Монферран, благо жил неподалеку, на Мойке, стал ежедневно совершать моцион вокруг своего детища, демонстрируя полную уверенность в собственной безопасности и правильности расчетов. Прошли годы, войны и революции, колонна стоит, архитектор не ошибся.
15 декабря 1889 года случилась почти мистическая история – министр иностранных дел Ламсдорф сообщил в своём дневнике, что с наступлением темноты, когда зажигаются фонари, на монументе появляется светящаяся буква “N”.По Петербургу стали ползти слухи, что это предзнаменование нового царствования в новом году, но на следующий день граф разобрался в причинах явления.
На стёклах фонарей было вытравлено название их изготовителя: “Simens”. При работе светильников со стороны Исаакиевского собора на колонне отражалась эта буква.
С ней связано много баек и легенд ))) были даже занятные лохотроны прошлого…
В 1925 году было решено неуместным наличие на главной площади Ленинграда фигуры ангела. Была предпринята попытка укрыть его колпаком, что собрало на Дворцовую площадь достаточно большое количество прохожих. Над колонной повис воздушный шар. Однако, когда он подлетал к ней на необходимое расстояние, тут же дул ветер и отгонял шар. К вечеру попытки укрыть ангела прекратили.
Есть легенда, что в то время, вместо ангела всерьез планировали поставить памятник Ленину. Выглядело бы это примерно так ))) Ленина не поставили, так как не могли определиться в какую сторону Ильичу руку протягивать…Колонна прекрасна и зимой и летом. И прекрасно вписалась в Дворцовую площадь.
Ленинградское первоапрельское сообщение времен перестройки (о нефти найденной под колонной)
Есть еще одна интересная легенда. Это случилось 12 апреля 1961 года, после того как по радио прозвучало торжественное сообщение ТАСС о запуске первого пилотируемого космического корабля.
На улицах всеобщее ликование, настоящая эйфория в масштабе страны!Уже на следующий день после полета у ног ангела, венчающего Александрийский столб, появилась лакончиная надпись: “Юрий Гагарин! Ура!”Какой именно вандал смог таким способом выразить свое восхищение первым космонавтом и как ему удалось забраться на такую головокружительную высоту, так и останется загадкой.Вечером и ночью колонна не менее прекрасна.
Дворцовая площадь Санкт-Петербурга
Основа инфы (С) Вики, walkspb.ru и др. инет. Старые фото и гравюры (С) альбомы Монферрана (Государственная публичная библиотека) и интернет. Современные фото частично мои, частично с инета.
Ну и от себя напомню – сия колонна с Дворцовой Площадью есть оригинал “солнечных часов” на поклонной горе и , скорее всего, провинциальная копия таковых же на площади Святого Петра в Ватикане.
Источник: https://ak-su.livejournal.com/434316.html
Тайна сооружения Александровской колонны: вопросы остаются
По мере роста возможностей гуманитарных технологий роль истории возрастает. Или улучшается наше понимание этого? Однако ни для кого уже не секрет, что с современной нам наукой под названием “История”, что-то не так. Ещё бы! Ведь с одной стороны в плане методологии история застряла где-то в ХХ в.
и совершенно не учитывает достижения других гуманитарных наук, включая идеи школы “Анналов”, а с другой стороны – от истории большего ждут. А вот и пример.Тайна возникновения Александровской колонны.
Многие слышали об артефактах скрываемых и открытых, замалчиваемых, хранящихся в спецхранах и в личных коллекциях.
Поговорим сегодня о самом торчащем в Санкт-Петербурге артефакте, об Александровской колонне. Официальные историки нам рассказывают вполне вроде логичную сказку.
При Николае I решено было поставить на Дворцовой площади колонну в честь победы над Наполеоном. Поручили осуществить эту идею в 1829 году французу Огюсту Монферану.
Для начала представим себе, что Сталин после победы в Великой Отечественной находит бывшего нацистского архитектора, и поручает ему в России построить непревзойденный памятник победы Советского народа над фашизмом. Как сегодня говорят: прикольно правда? Так вот присмотрел, значит, наш француз в Пютерлакской каменоломне близ Выборга камушек, вернее кусок скалы.
Судя по рисунку, подсовываемому нам официальными источниками, камушек предположительно весом в 1600 тонн не только чем-то выпилили из скалы, но и умудрились отколоть, получив примерно такой же мегалит, как лежит в Баальбеке и удивляет всю научную общественность уже не одну сотню лет.
Тут для общего развития нужно вспомнить, что сегодня чудо современной техники, самый мощный самоходный кран мира, на самом маленьком вылете своей чудо стрелы лишь слегка приподымает 1200 тонн.
Так вот наши, аж гордость пробивает, мужики, вручную его выковыряли из скалы и с помощью воды, песка и тряпочек сделали из гранитной глыбы идеально ровный полированный цилиндр нижний диаметр 3,5 метра верхний диаметр 3,15 метра, высотой 25,6 метров и весом 600 тонн.Потом как то ручками они столб погрузили на якобы специальную барку.
В чем специальность этой барки, почему она не перевернулась при погрузке, как палуба выдержала такой вес, и где чертежи этого шедевра. Вопрос? Говорят только, что на ней и перевезли за 210 км колонну в Петербург. Там её, тоже на руках разгрузили на берег. Правда, конфуз произошел при разгрузке, оригинальный.
Доски сломались, но громадина наша зависла в воздухе и подождала, пока новые досочки под нее подложат. Такая вот покладистая колонна оказалась. Затем ее с помощью веревок, брёвен и чего-то еще не материального, по специально, построенному пандусу прикатили к месту установки. Вот так.
Протон-М близкий ей в стартовом весе современные дяди на специальных вагонах по специальным рельсам катают ну, а наши крепостные мужички во главе с Огюстом Монфераном лихо так на веревках пеньковых справились. Тут надо бы еще упомянуть, что рисунки это показывающие и доказывающие взяты из двух альбомов изданных во Франции, и все тем же Огюстом Монфераном.
“Старый” альбом издан в 1832 году, “новый” в 1836 г. Вот так, “достоверные” источники появились. Далее еще интереснее получается. Интереснее тем, что по одним источникам в основании колонны вбили 1250 почему то сосновых столба.
По другим источникам копая котлован на Дворцовой площади под фундамент для колонны, очень обрадовались, наткнувшись на уже вбитые в 1760-х годах сваи. Так вот уж непонятно какие там сваи, известно только, что выровняли их налив воды.
Представляете, вбили в котлован 1250 6-и метровых свай одна к одной, а затем налив нужный уровень воды, и взяв не понятно какой инструмент ровнехонько так все 1250 по уровню воды и обрезали. Затем на них опять же по одной версии, уложили гранитные плиты, по другой привезли с тех же каменоломен огромный монолит.
Монолит этот весом 400 тонн изготовили на месте и отправили в Петербург морем на суденышке.По прибытии уже как водится мужички веревочками и на деревянных катках притащили эту глыбу на место, и благополучно, насыпав песок и налив по совету Огюста в раствор водочки, поставили на сваи. Осталось совсем немного, а именно поставить колонну на место.
Правда тут не поясняется, что вероятно для доставки фундаментного монолита нужно было сначала построить один деревянный пандус на всю Дворцовую площадь, а потом его разобрав совсем другой, уже для транспортировки колонны. Ну и еще рисуют нам некое немыслимое сооружение, с помощью которого колонну якобы ставили в вертикальное положение 2400 солдат за менее чем 2 часа.
Деревянное сооружение очень убедительно показывающее, что это якобы возможно. Однако вопрос возможности этой остается чисто риторическим, так как пробовать повторить охотников не находится.После радостной установки колонны на свое место через два года доработки шедевра, 11 сентября 1834 г. состоялось торжественное открытие колонны и грандиозный парад.
В этой темной истории всплывает еще совершенно непонятное. а именно акварель художника Григория Гагарина 1832-1833гг. “Александровская колонна в лесах”. На этой акварели вполне реалистичного художника изображена Дворцовая площадь с разбираемым, каким-то сооружением, из которого торчит колонна в строительных лесах.Не вписывается это как то в официальную версию.
Если здесь вспомнить, что верхняя часть памятника не гранитная, а кирпичная то становится понятным, почему на акварели князя Гагарина леса никак не похожи на подъемный механизм. Скорее они для реставрационных работ, или сооружения верхней части на уже стоявшей колонне.
Ведь если Монферан мог изготовить, привезти и установить гранитную колонну в 600 тонн, то, что ему стоило из гранита же и верхнюю часть своять.Важно так же упомянуть, что колонну якобы установили в 1832 году, и торжественно открыли в 1834 году в один и тот же день: день 30 августа по старому стилю, 11 сентября по-новому.Для наших современников это не просто день, а после терактов в Нью-Йорке день назначенный началом новой эпохи в истории нашей цивилизации. Кем назначенный?: спросите вы. Мы можем только предполагать, на сколько, все эти события 11 сентября связаны с усекновением головы Иоана Крестителя правителем Галилеи и кем эта несправедливая смерть святого человека празднуется, а для кого это день скорби и почему. Оставим эту информацию для размышлений.
Для полноты картины следует отметить, что современные камнеобработчики как своим величайшим достижением хвалятся изготовлением по указу президента Путина гранитных колонн для городов воинской славы. Колонны эти не превышают 6 метров и весят не более 16 тонн. А почти 200 лет назад могли без электричества, современных кранов, современных алмазных камнеобрабатывающих инструментов и прочих технологий делать и транспортировать колонны весом 600 тонн. Кажется очень впечатляющее сравнение. Не правда ли?
Есть много способов управления сознанием человека и манипулирования обществом. Но одним из самых действенных остается история.
Жонглирование и перестановка, придумывание исторических фактов, построение мифов и легенд один из мощнейших инструментов управления людьми.
По закону времени мы живем тогда, когда глобальный источник информации Интернет дает человеку возможность построить по многим вопросам не калейдоскопическое представление о событиях прошлого, а мозаичное.
Это обстоятельство существенно уменьшает возможности манипуляции нами. Главное, чтобы мы, наконец-то захотели не быть обманутыми, перестали быть массой и индивидуумами, которых легко повести туда, куда нам не надо. Человек должен стать осознанным, должен создать сообщество созидания, и для этого сегодня все есть.
Источник: https://skeptimist.livejournal.com/2040757.html
Александровская колонна
Центром композиции ансамбля Дворцовой площади является знаменитая Александровская колонна-монумент, посвященный победе в Отечественной войне 1812 года.
Победа была одержана в период царствования Александра I , монумент создавался в его честь и носит имя императора.
Возведению колонны предшествовал официальный конкурс проектов. Французский архитектор Огюст Монферран, руководивший в это же время постройкой Исаакиевского собора в Санкт – Петербурге, предложил два проекта.
Первый проект, эскиз которого хранится в наши дни в библиотеке Института инженеров путей сообщения, был отклонен императором Николаем I .
Император Николай I
В соответствии с ним предполагалось возведение монументального гранитного обелиска высотой 25.6 метров. Лицевую грань должны были украсить барельефы с изображениями событий войны 1812 года .
На пьедестале с надписью “Благословенному — благодарная Россия”, предполагалось установить скульптурную группу-всадник на коне, попирающем ногами змею .
Коня ведут две аллегорические женские фигуры, за всадником следует богиня Победы , впереди всадника – летящий двуглавый орел.
Огюст (Август Августович) Монферран
Второй проект О.Монферрана, который и был утвержден императором 24 сентября 1829 года, предусматривал установку монументальной триумфальной колонны.
Александровская колонна и Главный штаб . Литография Л. Ж. Арну. 1840-е гг.
В Александровской колонне воспроизведен тип триумфального сооружения эпохи Античности (Знаменитая колонна Трояна в Риме), но она является крупнейшим в мире сооружением подобного рода.
Сравнение Александровской колонны, колонны Траяна, колонны Наполеона, колонны Марка Аврелия, и так называемой “колонны Помпея”
Монумент на Дворцовой площади стал самой высокой колонной, изготовленной из монолитного блока гранита.
Огромный монолит для изготовления ствола колонны был выломан в Пютерлакском карьере близ Выборга. Добыча и предварительная обработка производились в 1830-1832 годах.
Вырубленная гранитная призма значительно превосходила по размерам будущую колонну, ее очистили от земли и мха и мелом очертили необходимую форму.
С помощью специальных приспособлений – гигантских рычагов и воротов , глыбу опрокинули на подстилку из елового лапника. После того, как монолит был обработан и приобрел необходимые очертания, его погрузили на бот «Святой Николай», построенный по проекту корабельного инженера полковника Гласина.
Водным путем монолит был доставлен в столицу 1 июля 1832 года. Огромные камни для фундамента будущего памятника были вырублены из той же скалы, вес некоторые из них составил более 400 тонн. В Санкт-Петербург камни доставили по воде на барке специальной конструкции.
Тем временем для будущей колонны подготовили подходящее основание. После того, как в декабре 1829 года было утверждено место для колонны, под фундамент забили 1250 сосновых свай. В центре фундамента, состоящего из гранитных блоков, заложили бронзовую шкатулку с монетами, отчеканенными в честь победы 1812 года.
На фундамент установили 400-т тонный монолит, который послужил основанием пьедестала. Следующим, не менее сложным этапом стала установка колонны на каменный пьедестал. Для этого потребовалась специальная система лесов, особые подъемные устройства, труд двух тысяч солдат и четырехсот рабочих и всего 1 час 45 минут времени.
После установки колонны ее окончательно обработали и отполировали, на пьедестале были закреплены барельефы и декоративные элементы.
Высота колонны вместе со скульптурным завершением 47.5 метров. Колонна имеет капитель дорического ордера с прямоугольной абакой из кирпичной кладки с бронзовой облицовкой.
Выше на цилиндрическом пьедестале – установлена фигура ангела с крестом, попирающего змею. Эта аллегория победы России в Отечественной войне создана скульптором Б.И.Орловским.
Бронзовые горельефы пьедестала выполнены скульпторами Свинцовым П.В.и И.Леппе по эскизам Д.Скотти.
На горельефе со стороны здания Главного Штаба изображена фигура Победы, заносящая в книгу Истории памятные даты: «1812, 1813, 1814».
Со стороны Зимнего дворца — две крылатые фигуры с надписью: «Александру I благодарная Россия». С двух других сторон на горельефах изображены фигуры Справедливости, Мудрости, Милосердия и Изобилия.
Горельеф со стороны Зимнего дворца
Отделка монумента продолжалась 2 года, торжественное открытие состоялось в день святого Александра Невского – 30 августа 1834 года. На церемонии открытия присутствовала царственная семья, дипломатический корпус, представители русской армии и стотысячное войско.
Для прохода войск на Дворцовую площадь по проекту О. Монферрана был построен Желтый (Певческий) мост через мойку.
Так же по проекту О. Монферрана была создана декоративная бронзовая полутораметровая ограда, окружавшая Александровскую колонну.
Ограда была декорирована двуглавыми и трехглавыми орлами, трофейными пушками, копьями и древками знамен. Полностью работы по оформлению ограды завершились в 1837 году. В углу ограды размещалась караульная будка, где нес круглосуточную вахту одетый в парадную гвардейскую форму инвалид.
Монумент прекрасно вписался в ансамбль Дворцовой площади, благодаря своим абсолютным пропорциям и размерам.
Из окон Зимнего дворца Александровская колонна и арка Главного Штаба предстают торжественным «дуэтом».
В годы Великой Отечественной войны монумент был укрыт лишь на две трети и на одном из крыльев ангела остался осколочный след . Более 110 следов от осколков снарядов было обнаружено на рельефах постамента .
Полная реставрация памятника с использованием лесов проводилась в 1963 году и к 300-т летнему юбилею Санкт-Петербурга в период с 2001 по 2003 годы.
Составитель статьи: Паршина Елена Александровна.
Использованная литература: Лисовский В.Г.Архитектура Петербурга,Три века истории.Славия.,СПб.,2004 Пилявский В.И.,Тиц А.А.,Ушаков Ю.С.История русской архитектуры-Архитектура_С.,М.,2004,
Новопольский П.,Ивин М.Прогулки по Ленинграду-Гос.изд.детск.лит.РСФСР,.Л.,1959
Источник: http://domir.ru/l-art/?file=alex-kolonna.php