Самые необычные памятники
При слове «памятник» в памяти всплывает чей-нибудь бронзовый бюст, сплошь загаженный пернатыми. Но в разных странах можно увидеть и весьма оригинальные монументы, установленные не в честь выдающихся людей, а посвященные неожиданным вещам. Предлагаем вам познакомиться с самыми необычными памятниками в мире.
«Влюбленные скелеты»
Влюбленные скелеты
«Влюбленные скелеты» – памятник установлен на кладбище в Тайланде. Скелеты сидят в непринужденной позе, в обнимку и держатся за руки. При взгляде на них сразу вспоминаешь о любви «до гроба».
«Чиновничья Фемида»
Чиновничья Фемида
«Чиновничья Фемида» – весьма необычный памятник, созданный датским скульптором Й.Галшиот. Он представляет собой тощенького заморенного негра, на плечах которого сидит весьма разжиревшая Богиня правосудия. Статуя установлена в Копенгагене и символизирует отношение скульптора к современной власти.
Памятник «козлу отпущения»
Памятник «козлу отпущения»
Памятник «козлу отпущения» установлен в пос. Куйбышево (Запорожье) совсем недавно. Он символизирует тех, кто вынужден отвечать за чужие грехи. Однако создал этого козла неизвестный скульптор еще во времена Советского Союза.
Памятник поколесил по разным колхозам; ведь он, как переходящий вымпел, из года в год вручался самому плохому колхозу страны, который не выполнял план по надоям (что с него взять, как с козла молока). Когда СССР развалился, «козел» пропал, и только недавно был найден среди груды металла.
Его помыли, покрасили и поставили в сквере пос. Куйбышево.
Памятник клизме
Памятник клизме
Памятник клизме отлили из бронзы в Ростове-на-Дону и установили на территории санатория в Железноводске под лозунгом – «Ударим клизмой по разгильдяйству и заторам!». Таким оригинальным способом главный врач заведения решил привлечь пациентов.
К «клизме» не зарастает народная тропа – приезжающие очень любят фотографироваться рядом с памятником. Каждый видит в скульптуре свое. Кто-то считает, что клизма – панацея от всех болезней, а кто-то – что все в нашей жизни делается через то место, куда клизму суют.
Памятник «Волшебный кран»
Памятник «Волшебный кран»
Памятник «Волшебный кран» установлен в аквапарке г. Кадис (Италия). При взгляде на него кажется, что гигантский кран повис в воздухе без всякой опоры. Дело в том, что это памятник- фонтан. Внутри мощной струи воды спрятана труба, подающая воду и служащая опорой для крана.
Памятник погибшим байкерам
Памятник погибшим байкерам
Памятник погибшим байкерам установлен на трассе около города Белая Церковь (недалеко от Одессы).
Это бронзовая скульптура, изображающая молодого человека, летящего на мотоцикле. Вес скульптуры около тонны, она подвешена на 11-метровом столбе, на высоте 8 метров.
Парень раскинул руки, которые образуют со столбом огромный крест; также небольшой крест венчает шпиль опоры.
Памятник какающему поэту
Памятник какающему поэту
Памятник какающему поэту установлен в Кельне (Германия). Он представляет собой сидящего на уровне пятого этажа человека со спущенными штанами (хорошо еще вниз не летят плоды его стараний).
В одно время в этом доме, на 4-м этаже, жил музыкант, а на 5-м – поэт, которому очень не нравилась раздающаяся с нижнего этажа музыка. Музыкант это знал и развлекался тем, что громко играл на трубе, выставив ее из окна и направив вверх.
Терпение поэта лопнуло, и он, рискуя вывалиться из окна, накакал музыканту прямо в трубу.
Памятник «Лавочка порока»
Памятник «Лавочка порока» изображает проститутку за работой во время оказания интим-услуг. Изначально он должен быть установлен в районе Праги, известном большим количеством публичных домов и интим- салонов. Но жители выступили против установки этого памятника рядом с их домами и прозвали его – «Памятник шлюхе».
Сейчас он установлен рядом с офисом лотерейной кампании. Считается, что памятник может исполнять заветные сексуальные желания, стоит только погладить девушку по попе и заглянуть под подол. Поглядеть, есть ли на ней трусы, стараются все, что говорит о массовом бесстыдстве.
А от постоянных поглаживаний бронзовая попа всегда блестит.
«Жертва фастфуда»
«Жертва фастфуда»
В Чехии есть интересный памятник «Жертва фастфуда». Он представляет собой развалившегося на асфальте очень толстого , обрюзгшего человека. Установлен как напоминание всем людям о вреде переедания.
Памятник ведьме
Памятник ведьме
Памятник ведьме установлен в Герце (Германия) и символизирует то, что у всего в мире есть две стороны: плохая и хорошая. Памятник изображает обнаженную женщину в весьма своеобразной позе. Вид сзади не оставит равнодушным ни одного мужчину, а вот вид спереди – может оттолкнуть кого угодно.
Читайте также “Скульптура Купающаяся блондинка – самые интересные и оригинальные скульптуры мира”
Источник: https://morefactov.ru/fact/neobychnye-pamyatniki
Где в нашей стране находится памятник козе?
Согласно Восточному календарю покровительницей 2015 года является Коза, и становится она полноправной хозяйкой года 19 февраля, а не, как многие думают, в Новогоднюю ночь.
<\p>
По сей день не известно точно, откуда взялся восточный календарь. Даже у китайцев существует две версии.
По одной теории, когда Будда завершал земную жизнь, на его зов пришло 12 зверей, а по второй версии, краса созвала 12 зверей по поручению императора.
Памятник козе в городе Урюпинске.
В мире существует довольно много пород коз. Ученые разделяют их согласно продуктивности на 4 группы: мясные, шерстяные, молочные и комбинированные.
В этих группах выделяются отдельные типы: кашгорские, ангорские, кашмирские козы и тому подобное. А затем уже выделяют породы коз.
Как уже отмечалось, пород довольно много: таджикская, узбекская, оренбургская, сирийская, нубийская, камерунская, сойхан, мараш и тому подобное.
Конечно, охватить все породы не получится, но для примера можно рассмотреть зааненскую козу, которая довольно многочисленна в Азии и Европе. Эту породы вывели в швейцарской долине Зааненталь, отсюда и название.
Порода отличается высокой продуктивностью – с одной особи можно в год можно получить до 3000 литров молока. При этом от 100 коз приносят около 180-250 козлят.
К тому же молоко этой породы коз высоко ценится в медицине, поскольку оно имеет много полезных свойств.
Памятник поставлен в честь знаменитой донской пуховой козы.
Словом, такая коза вполне достойна памятника. А ведь памятник козе действительно существует.
Он поставлен в честь знаменитой донской пуховой козы и находится в городе Урюпинске (Волгоградской области). Чем же заслужила эта коза такой известности и почему удостоилась памятника?
Эта единственная порода, у которой очень длинный и тонкий пух. При этом шерсть имеет красивый сине-голубоватый оттенок. Длина пухового волокна доходит до 10 сантиметров, а его толщина составляет всего 19 микрон. Средний начес составляет 1,5 килограммов, а в самых лучших случаях он доходит до 2 килограммов.
Одно время донских коз пытались развести в Читинской и Астраханской областях, в Монголии, Киргизии и Башкирии. Но по каким-то причинам в этих местах донские козы не давали настолько высокого качества меха.
Но при скрещивании донских коз с местными, получалось достичь неплохих результатов. В чем причина такой ситуации, так и не удалось определить. Вероятно, на качество шерсти коз влияет донское разнотравье.
Урюпинск издавна славится своим базаром, где особую популярность во все века имели изделия из козьей шерсти.
В Придонье козы появились практически с тех времен, как эти земли освоили люди.
Местную породу скрестили с козами из Турции в 1811 году, тем самым улучшив ее. После этого их скрещивали до 1911 года с ангорскими козами.
[su_box title=”Важно!” style=”glass” box_color=”#c44″ radius=”5″]
В дореволюционные времена со всей страны в Придонье стремились перекупщики за пуховыми перчатками, платками, шалями и шарфами. Со временем даже образовались специализированные пуховые базары.
[/su_box]
Особенной популярностью пользовался базар в Урюпинске, который находился в Волгоградской области. Здесь тысячами продавались пуховые изделия из различных станиц и хуторов.
Советской власти это пришлось не по вкусу, поскольку казаки отказывались трудиться в колхозах за трудодни и просто не участвовали в коллективном труде. А вот в личном хозяйстве они трудились, не жалея сил. При этом большая часть дохода получалась именно с коз.
В Придонье стремились перекупщики из Дальнего Востока и Сибири, поскольку там довольно морозно, и даже из Японии. Зачем же было трудиться за «палочки», когда с продажи двух пуховых платков можно было прожить?
Во времена Хрущева ситуация усложнилась: казакам разрешалось держать на подворье корову, около десятка кур и гусей, свинью и всего одну козу. Каждый месяц по дворам ходили переписчики и проверяли количество поголовья.
Если хозяева не успевали спрятать своих коз, то их просто забирали и сдавали на забой. А на базарах милиция вылавливала перекупщиков. Также штрафовали и тех, кто продавал товар перекупщикам.
Но даже при таких тяжелейших условиях промыслу удалось выжить.
Коза-кормилица — вот как называли раньше здешних коз.
А вот в 90-х года для хозяйства настали куда более плачевные времена. После того, как совхозы и колхозы развалились, частные подворья столкнулись с проблемой нехватки техники.
А заготовить на зиму корм без нее очень сложно. Но самым плохим оказалось, что были закрыты многие пуховые базары. На их месте появились небольшие фирмы, скупавшие у народа их изделия, но была установлена минимальная цена.
Эти изделия фирмы потом перепродавали иностранцам в три цены.
Совхозы все же давали небольшую работу, и населению удавалось с трудом решать проблему кормов. В стране царила острая безработица, поэтому приходилось заниматься пуховязанием, пусть даже и продавать изделия очень дешево.
В том, что сегодня хутора и станицы в Придонье живут гораздо зажиточнее, чем остальные деревни России – это заслуга именно донских коз. Именно поэтому благодарный народ поставил гранитный памятник в Урюпинске свой кормилице.
Источник: https://animalreader.ru/gde-v-nashey-strane-nahoditsya-pamyatnik-koze.html
Где в России стоит памятник козе?
До сих пор неизвестно, каким образом появился восточный календарь. Сами китайцы передают из поколения в поколение две легенды. По первой: на зов Будды, завершающего земную жизнь, пришли двенадцать зверей. По второй: крыса по поручению императора позвала к себе именно столько зверей. В их числе была и коза.
В мире очень много пород коз. Специалистами они делятся на группы по продуктивности: шерстные, молочные, мясные и комбинированные козы. Группы, в свою очередь, подразделяются на типы.
Это: ангорские козы, кашгорские, кашмирские и так далее. И лишь после этого идет уже перечень самих пород.
А их немало: мараш, таджикская, горно-алтайская, узбекская, сойхан, оренбургская, зааненская, мегрельская, сирийская, камерунская, нубийская, бурская…
Обо всех породах подробно не рассказать. В качестве примера — сведения о зааненской молочной козе, широко распространенной в Европе и Азии.
Выведена эта коза в долине Зааненталь (Швейцария) и отличается рекордной продуктивностью — дает до трех тысяч литров молока в год.
От 100 коз получают в среднем 180−250 козлят! Молоко зааненских коз очень высоко ценится медиками при лечении многих заболеваний.
Словом, это животное вполне заслуживает памятник. Поставлен ли он где-либо данной козе на планете — не знаю. Но зато знаю, что есть памятник не менее знаменитой (чем зааненская) донской пуховой козе.
Чем же она знаменита? А вот чем.
Это — единственная в мире порода коз, дающих самый тонкий и самый длинный пух с необыкновенно красивым голубовато-синим оттенком. Длина пуховых волокон — до 10 сантиметров! Толщина волокна — 19 микрон! Средний начес пуха — 1,5 килограмма, рекордный — 2 килограмма.
В свое время донских коз вывозили для разведения в Астраханскую, Пензенскую области, в Башкирию, Читинскую область, в Киргизию и Монголию. Но там козы почему-то чисто в своей породе не давали пух столь же высокого качества, хотя при скрещивании с местными породами получался неплохой результат. В чем дело — не выяснено до сих пор.
Возможно, на качество пуха влияет сугубо донское степное разнотравье.
В Придонье пуховые козы были едва ли не с освоения этих мест людьми.
Местная порода была улучшена козами, завезенными в 1811 году из Турции, а затем козами ангорской породы, завезенными в период с 1880 по 1911 год.
Еще до революции в Придонье за пуховыми шалями, платками, перчатками-варежками, шарфами приезжали перекупщики со всей Российской империи. В более поздние времена появились специализированные пуховые базары.
Особенно популярен был базар в Урюпинске (Волгоградская область). Сюда тысячами свозились на продажу пуховые изделия из многих казачьих станиц и хуторов. Советскую власть это не устраивало — казаки не желали за «палочки» (нищенские трудодни) работать в колхозах и часто откровенно игнорировали коллективный труд.
Но зато по-ударному трудились в личном хозяйстве, обеспечивая домашний скот кормами. При этом основной доход подворьям давали именно козы.
За пуховыми изделиями в Придонье ехали перекупщики из холодной Сибири, с Дальнего Востока, Японии… К чему было мужику «горбатиться» за копейки в колхозе, если жена могла, поплевывая с товарками семечки на посиделках, ежемесячно связать два пуховых платка и выручить за них намного больше?
Во времена Хрущева казаков взяли в жесткие рукавицы: на подворье разрешили иметь корову, свинью, десяток кур (гусей) и всего лишь одну козу. Переписчики поголовья ежемесячно ходили по дворам.
«Лишние» козы (если их не успевали спрятать) изымались и сдавались на забой. На пуховых базарах милиция «отлавливала» перекупщиков, штраф «выписывали» также и тем, кто продавал перекупщикам что-либо.
И все же даже при таких драконовских мерах промысел выжил.
[su_box title=”Важно!” style=”glass” box_color=”#c44″ radius=”5″]
Но еще более худые времена настали в 90-е годы минувшего века. Развал колхозов-совхозов обернулся для частного подворья проблемами с техникой. А без нее не так-то просто заготовить и привезти на зиму корма.
[/su_box]
Но хуже всего оказалось то, что в ряде мест «прикрыли» пуховые базары, но зато открыли разные фирмочки, в которых скупали у населения пуховые изделия по дешевке и перепродавали иностранцам втридорога. Худо-бедно, но колхозы-совхозы все же давали работу и позволяли решать проблему кормов.
Острая безработица принудила сельчан «выкручиваться» за счет только пуховязания (пусть даже с продажей изделий по заниженным ценам). И в том, что в Придонье станицы и хутора сейчас находятся по достатку в лучшем виде, чем большинство сел и деревень России — заслуга донских коз.
Так что не случайно в Урюпинске от благодарного народа стоит гранитный памятник пуховой козе.
Источник: https://ShkolaZhizni.ru/animal/articles/70494/
Памятник «Дети – жертвы пороков взрослых»
2 26628
Фото Памятника «Дети – жертвы пороков взрослых»
Время работы: с 9:00 до 21:00..
Большой, интересный и не очень известный памятник находится в самом центре Москвы, в сквере на Болотной площади. Он называется «Дети – жертвы пороков взрослых». Хотя памятником, в классическом понимании этого слова, наверное, его назвать нельзя. Эта целая скульптурная композиция, целая история, которую не расскажешь в двух словах.
Он появился в столице 2 сентября 2001 года в День города. Его автор – Михаил Шемякин.
По словам художника, когда он только задумал композицию, он хотел одного – чтобы люди задумались о спасении сегодняшнего и будущего поколений. Многие, кстати в то время были против его установки недалеко от Кремля.
Даже собирали специальную комиссию в столичной Думе, и та также высказалась против. Но тогдашний мэр Юрий Лужков всё взвесил и дал добро.
Памятник действительно выглядит неоднозначно и непривычно. Он входит в топ-10 самых скандальных памятников Москвы. Композиция состоит из 15 фигур, две из которых маленькие дети – мальчик и девочка лет 10. Они расположены в самом центре.
Как и все в этом возрасте, они играют в мячик, у них под ногами лежат книги сказок. Но у детей завязаны глаза, они не видят, что вокруг стоят 13 страшных высоченных фигур, тянущих к ним руки-щупальца.
Каждое изваяние олицетворяет какой-то порок, который может развратить детские души и навсегда ими завладеть.
Стоит подробно описать каждую (слева направо):
- Наркомания. Худощавый мужчина во фраке и бабочке, чем-то напоминает графа Дракулу. В одной руке шприц, а в другой – пакетик с героином.
- Проституция. Этот порок представлен в образе мерзкой жабы с выпученными глазами, нарочито вытянутым ртом и пышным бюстом. Всё её тело покрыто бородавками, а на поясе вьются змеи.
- Воровство. Хитрая свинья, которая повернулась спиной, явно чего-то пряча. В одной руке у нее мешочек с деньгами.
- Алкоголизм. Жирный слащавый полуголый человек, восседающий на бочке с вином. В одной руке у него кувшин с чем-то «горячим», в другой пивной кубок.
- Невежество. Веселый и беззаботный осел с большой погремушкой в руках. Живая иллюстрация поговорки «меньше знаешь, лучше спишь». Правда, тут лучше сказать «нет знаний, нет проблем».
- Лженаучность. Женщина (вероятно) в монашеской рясе с закрытыми глазами. В одной руке у неё свиток с псевдознаниями. Рядом стоит непонятный механический прибор, а в другой руке результат неправильного применения науки – двухголовая собака, которую держат как марионетку.
- Равнодушие. «Не так страшны убийцы и предатели, они могут только убить и предать. Страшнее всего – равнодушные. С их молчаливого согласия происходит всё самое худшее в этом мире». Видимо, автор полностью согласен с этим изречением. Он поместил «Равнодушие» в самый центр пороков. Фигура имеет четыре руки – две скрещены на груди, а другие две затыкают уши.
- Пропаганда насилия. Фигура напоминает Буратино. Только у него в руке щит, на котором изображено оружие, а рядом стопка книг, одна из которых «Майн Кампф».
- Садизм. Толстокожий носорог отлично подходит для иллюстрации этого порока, к тому же одет он в наряд мясника.
- Беспамятство. Позорный столб – единственная неодушевленная фигура в общей композиции.
- Эксплуатация детского труда. То ли орел, то ли ворон. Человек-птица приглашает всех на заводик, где трудятся дети.
- Нищета. Иссушенная босая старуха с посохом протягивает руку, прося милостыню.
- Война. Последний персонаж в списке пороков. Человек, закованный в доспехи, и с противогазам на лице, протягивает детям игрушку – всеми любимого Микки-Мауса, но мышонок закован в бомбу.
Безошибочно узнать в каждой фигуре конкретный грех или порок очень трудно, поэтому автор подписал каждую скульптуру на русском и английском языках.
Первоначально памятник был открыт постоянно. Но после того, как любители поживиться цветным металлом, открыли на него охоту, композицию огородили забором, приставили охрану и ввели часы посещений с 9 утра до 9 вечера.
В сквер на Болотной площади часто приходят люди. Молодожены фотографируются на фоне причудливых изваяний, особо не придавая значения, затаенному в скульптуре смыслу. Многие композицию ругают, считают нелепой. Наверное, самый ярый противник, доктор психологических наук Вера Абраменкова.
Она считает, что Михаил Шемякин поставил памятник гигантским порокам, именно они, а не маленькие дети центральные персонажи. Но большинство людей к памятнику относятся с пониманием, его называют правильным, к месту и ко времени. Скульптор затронул проблему, о которой нужно не говорить, а кричать.
Только Шемякин сделал это не при помощи слов, свои взгляды и убеждения автор увековечил в бронзе.
Источник: http://Mos-Holidays.ru/pamyatnik-deti-zhertvy-porokov-vzroslyx/
Козел отпущения
Сейчас козлы и козы для нас — домашние животные, дающие мясо, молоко и шерсть, а в незапамятные времена отношение людей к ним было иным. Окунемся ненадолго в историю взаимоотношений человечества с этими видом животных.
В истории жертвоприношений видное место занимают козлы и козы. Их использовали в качестве жертвенных животных, пожалуй, не реже, чем овец и баранов. Зато они оставили большой след в истории культуры.
https://www.youtube.com/watch?v=jMdxOsB9bEc
Все сейчас очень хорошо знают, что февраль — второй месяц календарного года. А вот почему его так назвали, а тем более, какое отношение к этому имели козлы и козы, знают не все.
Свое название этот месяц получил у древних римлян в связи с празднованием обряда очищения от грехов (фебруум). Его проводили ежегодно в честь бога Фавна (Луперка), покровителя стад и пастухов. Такие праздники назывались луперкалии. В этот день жрецы-луперки (от латинского «люпус» — волк) приносили в своем храме в жертву богу коз и козлов.
Затем они вырезали из их шкур ремни, бегали вокруг Палатинского холма, на котором стоял храм, и наносили ими удары всем встречным. Замужние женщины специально приходили туда и охотно позволяли стегать себя ремнями, веря, что это исцелит их от бесплодия. Вырезанные из козлиных шкур ремни луперков назывались фебруа.
Отсюда и пошло слово «фебруарий» — месяц, когда жрецы пускали в ход свои ремни — фебруа.
В глубокой древности у евреев-кочевников среди разных богов был еще и почитаемый ими дух пустыни. В его честь проводили праздник, во время которого ему приносили в жертву козла.
При народе жрецы совершали молебен и символически возлагали на козла все грехи за дурные дела, совершенные в течение года людьми. После этого козла отводили в пустыню и отпускали там.
Считалось, что отпущенный козел очищает людей, унося с собой их грехи. А в пустыне с ним расправлялись хищные звери.
Позже такой ритуал нашел отражение в Библии. Только там говорится, что жертвы приносились уже единому Богу. В книге Левит написано, что для жертвоприношения первосвященник Аарон (брат Моисея) должен был взять двух козлов — одного для Господа, а другого для отпущения.
После того как первого козла закололи, приводили к жертвеннику второго.
Что было дальше, процитируем из Библии: «И возложит Аарон обе руки свои на голову живого козла, и исповедует над ним все беззакония сынов Израилевых и все преступления их и все грехи их, и возложит на голову козла, и отошлет с нарочным человеком в пустыню.
И понесет козел на себе все беззакония их в землю непроходимую». А далее сказано, что тот, кто отводил козла и отпускал его в пустыне, должен вымыть одежды свои, омыть тело свое водою, а потом уже мог войти в стан.
Как видим, козлам в древнем мире по-настоящему не везло. Прямо-таки трагедия в их судьбе. И даже к термину «трагедия» они имеют самое прямое отношение. Трагедия — драматическое произведение, изображающее крайне острые или непримиримые жизненные конфликты и оканчивающееся чаще всего гибелью героя.
Трагедия возникла в Древней Греции из ритуальных песен, посвященных восхвалению бога виноградарства, вина и плодородия Вакха (он же Дионис). В этот обряд входило также принесение в жертву богам козла, который по-гречески называется трагис. Кроме того, спутников Вакха-Диониса — сатиров, исполнявших хоровые песни, также называли козлами.
Из всего этого и возникло слово «трагедия». Кстати, иногда и сам Дионис являлся людям в образе козла.
Судя по библейскому Ветхому завету, у иудеев наиболее желанным жертвенным животным был ягненок — агнец (от латинского «агнус» — ягненок, барашек).
Однако все течет, все меняется. Так получилось и с жертвоприношениями. С возникновением христианства иудейские языческие жертвы единому Богу уходят в прошлое. За все грехи людей перед Богом искупительной жертвой стал библейский сын его Иисус Христос. Своей смертью он искупил все грехи людей.
[su_box title=”Важно!” style=”glass” box_color=”#c44″ radius=”5″]
Поэтому в христианской религии Нового завета употребляется выражение «агнец божий», под которым понимают именно Иисуса Христа. В раннем христианстве Христа изображали в виде ягненка. Да и сейчас кое-где изготовленного из сахара ягненка прикрепляют на верх пасхи (кулича) перед ее освящением.
[/su_box]
В настоящее время в цивилизованном мире жертвоприношений, а тем более кровавых, нет. Но термины «гекатомба», «трагедия» и выражение «козел отпущения» сохранились и даже прочно вошли в обиход. Словом «гекатомба» сейчас обозначают бессмысленное массовое убийство людей на войне (жертвы богу войны), при террористических актах, эпидемиях.
Выражение «козел отпущения» стало поистине крылатым. Так обычно иносказательно-иронически называют человека, на которого сваливают чужую вину.
http://www.prymeti.ru/
Источник: http://www.vetmagazines.ru/izdaniya/vetvesnik/vvarhiv/archiv2010/6_2010/-otdux5/
Козлы отпущения — животные, люди, боги, страны
?Сергей Эдуардович Цветков (sergeytsvetkov) wrote,
2012-12-13 07:39:00Сергей Эдуардович Цветков
sergeytsvetkov
2012-12-13 07:39:00Иван Дмитриевич возмущается: – “Но ведь десятки,сотни сумасшедших гуляют на свободе, потому чтоваше невежество неспособно отличить их от здоровых.Почему же я и вот эти несчастные должны сидеть
тут за всех, как козлы отпущения?”
Чехов А.П.”Палата № 6″Быть козлом всегда неприятно, а уж козлом отпущения и подавно. Тем не менее, большинство из нас наверняка хоть раз в жизни побывало в этой шкуре, иначе говоря, приняло ответственность за чужие ошибки и промахи.Как родился этот фразеологизм?
Уильям Холман Хант
Козел отпущения, 1856 г.(козёл на берегу Мёртвого моря)
Древние евреи практиковали особый ритуал, подробно описанный в Библии. В праздник Йом Кипур (то есть «день очищения») в Иерусалимский храм приводили двух жертвенных животных — козлов одинаковой масти.
Первосвященник бросал о них жребий, после чего одного из козлов приносили в жертву, а на голову другого священник возлагал обе руки, исповедуясь в грехах сынов Израиля.
Таким образом, грехи переносились на животное, после чего его уводили в Иудейскую пустыню и там оставляли или сбрасывали со скалы, где обитал демон пустыни – Азазел.
“И возложит Аарон обе руки свои на голову живого козла, и исповедает над ним все беззакония сынов Израилевых и все преступления их и все грехи их, и возложит их на голову козла, и отошлет с нарочным человеком в пустыню: и понесёт козёл на себе все беззакония их в землю непроходимую, и пустит он козла в пустыню…” (Лев.16: 21,22).
Вот этого-то козла и называли козлом отпущения, или Азазелем.
В христианской теологии Козёл отпущения является прообразом искупительной жертвы Иисуса Христа, взявшего на себя грехи мира: “Но Он взял на Себя наши немощи и понёс наши болезни; а мы думали, Он был поражаем, наказуем и уничижен Богом” (Ис.53:4).
Впрочем, в некоторых древнехристианских сектах именем Азазеля называли Сатану, который должен быть наказан как первоисточник греха, т.е. опять же послужить козлом отпущения.
Со временем выражение «козёл отпущения» стало использоваться в качестве метафоры для обозначения человека или группы людей, на которых взвалили ответственность за несчастье.
Примеры использование «козлов отпущения» (в метафорическом смысле) можно найти в истории самых разных народов по всему миру.
Например, в древних Афинах козла заменяли люди, которых специально содержали для этой цели за государственный счёт. В большинстве своем это были опустившиеся и бесполезные существа — преступники или рабы. Когда над городом разражалось какое-либо бедствие — чума, засуха или голод, этих козлов отпущения выводили и приносили в жертву, обычно побивая камнями за пределами города.
Каждый год 14 марта по улицам Рима вели одетого в шкуры человека, которого после этого били длинными прутьями белого цвета и выдворяли за пределы города. Славяне в начале Нового года (март) сжигали Зиму-Кострому – официально ответственную за все напасти.Создание «козлов отпущения» может являться важной частью государственной пропаганды.
Так, в нацистской Германии виновниками экономических и политических проблем были признаны евреи. В СССР все беды списывали на злобные происки «вредителей», «врагов народа» и «мировой буржуазии».В последние годы козлами отпущения побывали Бен Ладен и Аль-Кайда. А сегодня, в условиях наступившего кризиса, эту почётную роль весь мир дружно возлагает на США.
У козла отпущения есть масса личин и образов. Люди до сих пор испытывают неистребимую потребность в искупительной жертве, а значит, упорно не хотят брать на себя ответственность за течение дел в этом мире.P.S.Кстати, почему именно козёл. В нашей культуре козёл – презренное животное, и за козла у нас, как известно, принято отвечать. Но у других народов козёл – вполне почтенное животное.
Так, имя героя греческих мифов царя Эгея (Αἰγεύς, Αἰγέως) соотносится с греческим корнем Αἰγ (козел). Легендарная эгида – это щит, сделанный из шкуры козы Амалфеи (Ἀμάλθεια), вскормившей Зевса на Крите в пещере Козьей горы (Αἰγαῖον ὄρος). Этот же корень угадывается в имени Эгипт (Αΐγυπτος), эпоним Египта.
И ещё дамам на заметку: слово “каприз” происходит от итальянского capriccio, что означает буквально “козлиная манера поведения” и восходит к латинскому cарга – “коза”. Оно вам надо?
Источник: https://sergeytsvetkov.livejournal.com/244181.html