Аркадий каманин — самый юный летчик второй мировой войны

Аркадий Каманин — самый юный лётчик Великой Отечественной

2 ноября 1928 года в семье советского офицера, летчика и будущего Героя Советского Союза Николая Петровича Каманина родился сын Аркадий. У этого мальчика были все предпосылки и основания прожить жизнь неординарную, интересную. И так, собственно говоря, и произошло, хотя судьба отпустила ему для этого совсем немного лет.

Детство

Аркадий Каманин родился на Дальнем Востоке, где в то время служил его отец. Сменив несколько мест жительства, что было связано с переменой мест службы отца, перед началом войны он с родителями оказался в Москве.

Здесь семья Каманиных достаточно скоро получила роскошную по тем временам квартиру в именитом Доме на набережной. Уже в достаточно юном возрасте Аркадий проявляет немалый интерес к отцовской службе и ко всему, что с ней связано, – к самолетам, к летному делу.

Все каникулы он пропадает на военном аэродроме, где постигает нюансы и тонкости профессии механика. А в 1941 году перед войной он даже успел поработать по этой профессии на московском авиационном заводе. Впрочем, круг интересов мальчика не ограничивается военным делом и самолетами.

Он занимается спортом, много читает, играет на музыкальных инструментах (аккордеоне и баяне). Литература увлекала его страстно, музыке он тоже отдавался всей душой. Ну, а о спорте и говорить нечего.

Война

В 1941 году служба Н. П. Каманина продолжилась в Узбекистане, в Ташкенте. Там Аркадий жил с семьей примерно 2 года до 1943 года. В феврале 43-го его отца назначили командиром одного из штурмовых авиакорпусов, и весной того же года мальчик вместе с матерью переезжает к отцу – к месту дислокации его воинского подразделения, – где снова начинает работать авиамехаником.

Аркадий Каманин на втором году службы в авиакорпусе. И тут возникает естественный вопрос: как несовершеннолетнего ребенка – на тот момент Аркадию Каманину было всего 14 лет – в военное время могли не отправить в тыл, а оставить в расположении воинской части? Ответ на него прост: мальчик упрямо заявил «Не поеду!» и действительно отказался уезжать.

Отец был рассержен, изумлен, однако вскоре уступил, скрепя сердце, потому что высокий уровень квалификации Аркадия как механика оказался как нельзя более кстати для испытывающего нужду в опытных профессионалах военного подразделения. Впрочем, во время войны надобность в квалифицированных технических работниках была насущной постоянно.

Итак, 14-летнего мальчика зачислили добровольцем в ряды Красной Армии на должность механика спецоборудования (в 423-й авиаэскадрильи связи Калининского фронта). Однако останавливаться на достигнутом Каманин-младший явно не собирался.

Теперь он пробует себя в качестве пилота, учась у взрослых летчиков, которые разрешают ему учиться пилотировать, помогая разобраться в теории и практике этого дела. Так появлялись первые практические навыки, приобретался опыт. Первым самолетом, на котором он поднялся в небо, стал учебный двухместный У-2.

Сначала он летал на нем как штурман-наблюдатель и бортмеханик, но уже в июле 43-го получил официальный допуск на самостоятельные полеты. Вручил его Аркадию собственный отец после сдачи соответствующих экзаменов. Требовательность и строгость генерала Каманина была хорошо известна, так что в профессионализме летчика связи Аркадия Каманина можно было не сомневаться.

И вот 14-15-летний ребенок начал совершать разведывательные полеты, добывая ценную информацию прямо «из-под носа» гитлеровцев, доставляя приказы командования командирам передовых частей и выполняя другие отнюдь не простые задания своего командования.

Летунка – а именно «летунком» называли Аркадия взрослые пилоты эскадрильи – старались беречь, однако война не оставляла особых возможностей избежать опасности. Да он и сам никогда не стремился к этому. Парень наравне со всеми получал боевые задания и совершал полет за полетом, каждый раз рискуя не вернуться из очередного вылета.
«Есть у меня друзья по эскадрилье.

Правда, они постарше меня. Я один среди них, как новобранец, пострижен под нулевку. Рядом со мной слева самые близкие друзья: Сашко Друма и Василий Осин. У самолёта стоит мой комэск майор Пётр Григорьевич Трофимов.»
«…Вот она, моя «адская машина в сто нечистых сил». Провожает меня в полёт инженер эскадрильи Василий Николаевич Рыбин.

» Он отличался потрясающим бесстрашием. Хорошо известен один из случаев, подтверждающих это. Возвращаясь на своем У-2 в расположение штаба эскадрильи, он увидел подбитый Ил-2, совершивший вынужденную посадку и лежащий на нейтральной полосе. Обратив внимание на то, что кабина самолета была закрыта, юный летчик понял: пилот внутри самолета и наверняка ранен.

Не раздумывая ни минуты о риске и опасности такого поступка для себя лично, Аркадий посадил свой У-2 рядом со сбитым самолетом, перегрузил в него пилота и фототехнику со сбитого Ил-2 (задача, естественно, достаточно трудная, если учесть, что раненый был взрослым мужчиной, а Аркадий – всего лишь подростком, который, к слову сказать, не отличался особой рослостью или чрезмерной силой). Подсуетившиеся с плановой контратакой, артиллеристы и танкисты при содействии штурмовиков отвлекли внимание немцев от наглого кукурузника, и У-2, пританцовывая у воронок, удачно взлетел с нейтралки. Мальчику удалось добраться до своего штаба невредимым, да еще и спасти жизнь раненого советского офицера, которым оказался лейтенант Бердников. Именно за этот подвиг Аркадий Каманин получил свою первую награду – Орден Красной Звезды. Ему было тогда 15 лет. Этот случай произошел с Каманиным-младшим когда он уже воевал на 1-м Украинском фронте. А потом был еще 2-й Украинский (с сентября 44-го). Как раз воюя на 2-м Украинском фронте, уже в начале 45-го года Аркадий получил свой Орден Красного Знамени. Эту награда была ему вручена за успешную доставку секретного пакета партизанскому отряду. Тогда парню пришлось совершить полуторачасовой полет по неизученному маршруту (под г.Брно в Чехии) за линию фронта. Задание было особенно трудным, потому что маршрут проходил по горной местности, которая отличалась сложным рельефом.В 1944 году сержант Каманин заслужил второй орден Красной Звезды: при нападении на штаб фронта отряда бандеровцев он под обстрелом взлетел на своём У-2, забросал нападающих ручными гранатами и вызвал подкрепление. В целом же послужной список летчика А. Н. Каманина насчитывает 283 часов общего налета, который был наработан более чем за 400 – а по некоторым данным более чем за 650 – боевых вылетов. Причем многие из них осуществлялись в трудных метеорологических условиях и под прицелом вражеских орудий. За это время он получил 6 боевых правительственных наград. Кроме Орденов Красной Звезды и Красного Знамени, о которых уже упоминалось, это были: медали «за взятие Будапешта», «За взятие «Вены», «За победу над Германией» и еще один Орден Красной Звезды.
Аркадий Каманин со своим младшим братом Львом
Аркадий Каманин с отцом в Дебрецене

Послевоенное время

Старшина Аркадий Каманин перед отправкой на уезжает на учёбу после войны Окончилась война. Будущность казалась блестящей. 16-летний Аркадий, значительно отставший от своих сверстников в учебе, принялся догонять их с присущим ему рвением и добросовестностью. И сумел сделать это за единственный учебный год. В постижении наук у него тоже все складывалось прекрасно: получив аттестат о школьном образовании, уже в 1946 году (в октябре) старшина А. Н. Каманин был зачислен в Военно-воздушную академию им. Жуковского слушателем на подготовительный курс, программу которого он начал осваивать уверенно и основательно.

Дальше должны были бы быть годы учебы, затем служба в Советской Армии и, может быть, шанс стать членом отряда советских космонавтов, одним из руководителей которого впоследствии оказался его отец… Но судьба распорядилась иначе. В 18 лет Аркадий неожиданно заболел менингитом и 13 апреля 1947 г. скоропостижно ушел из жизни. Похоронен самый юный в истории Великой Отечественной войны летчик на Новодевичьем кладбище в Москве.

Источник: http://statehistory.ru/4793/Arkadiy-Kamanin—samyy-yunyy-lyetchik-Velikoy-Otechestvennoy/

Аркадий Каманин: самый молодой летчик войны

Сын известного летчика и военачальника Николая Петровича Каманина, Аркадий, прожил только 18 лет. Но того, что ему удалось сделать за эти годы, хватило бы на три героические жизни.

Он стал самым молодым летчиком Великой Отечественной войны.

Первый самостоятельный полет на самолете У-2 он выполнил в июле 1943 года, когда ему было только 14 лет! В составе 423-й Отдельной авиаэскадрильи связи он воевал на Калининском, 1-м Украинском, 2-м Украинском фронтах.

В 15 лет за спасение летчика штурмовика Ил-2, подбитого на нейтральной полосе, был награжден орденом Красной Звезды. За отражение атаки бандеровцев на штаб фронта получил второй орден Красной Звезды. За доставку электропитания для рации отряду партизан в глубокий тыл врага был удостоен ордена Красного Знамени.

К концу войны на счету старшины Аркадия Каманина было 650 вылетов.

Он уцелел в военные годы, а умер в мирное время, в 1947 году, от менингита…

Накануне Дня Победы о своем талантливом девере Аркадии Каманине рассказала «КВ» жена его младшего брата Маргарита Иосифовна Каманина.

Многие знают, где на Новодевичьем кладбище похоронен генерал-полковник Николай Петрович Каманин, который за спасение челюскинцев в 1934 году был удостоен звания Героя Советского Союза, в войну командовал 5-м штурмовым авиакорпусом, а с 1960 года курировал подготовку космонавтов.

Но на знаменитом погосте есть и другая могила Каманиных — под номером 4-56-12, где похоронены два сына известного летчика и военачальника — Аркадий и Лев. Старший из братьев, Аркадий Каманин, так и остался 18-летним. Его не стало 13 апреля 1947 года. Грипп дал осложнение, парень умер от воспаления мозга.

Летописцем семьи стала жена Льва Николаевича Каманина — Маргарита Иосифовна. Она сохранила авторские воспоминания Николая Каманина о военных годах, отредактировала их и подготовила к печати. В результате вышла книга «На крылатых танках».

Узнав, что мы хотим поговорить о сыне генерал-полковника авиации Аркадии Каманине, Маргарита Иосифовна пригласила нас в гости.

— С Левушкой, младшим братом Аркаши, мы поженились в 1989 году, — рассказывает хозяйка. — Тогда еще существовали пионерские организации. И когда бы мы ни пришли на могилу Аркаши, там всегда лежали живые цветы и различные поделки — подарки от школьников. Многие пионерские отряды и дружины в те годы носили имя Аркадия Каманина.

Отец Аркадия, Николай Каманин, умер 11 марта 1982 года, пережив сына на 35 лет.

— Его могила находится напротив погребения Никиты Хрущева. Жену Каманина, Марию Михайловну, привели на кладбище, сказали: «Выбирайте место». Она указала куда-то не глядя. Так Николай Петрович лег рядом с Хрущевым, который всю жизнь вставлял ему палки в колеса. В те времена всем руководила партия, Каманин по мере сил пытался возражать, отстаивал свою точку зрения…

Позже рядом с Аркашей похоронили и его младшего брата Левушку. Они лежат в одной могиле.

— Лев Николаевич вспоминал о брате больше с горечью или с восхищением?

— С горечью. Это была незаживающая рана. Фотография брата в летном шлеме всегда висела у него над письменным столом. Аркаша родился в 1928 году, а Лев — в 1934-м. Они были совершенно разные. Бывало, Аркашу накажут, запрут в комнате, так он обязательно изловчится, откроет замок и выйдет. А Левушка был очень застенчивый и стеснительный.

Стоял в углу, пока его оттуда не выводили за ручку. Аркаша горой стоял за младшего брата, постоянно его опекал, заботился. Бывало, выговаривал матери и отцу: «Вы почему Леву одеваете только в мою старую одежду? Ребенок должен быть нарядно одет. Надо, чтобы у него были свои, новые вещи».

Лев был полная противоположность Аркаше, все переживал в душе.

А старший брат с детства отличался самостоятельностью. Отец служил на Дальнем Востоке. Семья меняла гарнизоны: Спасское, Уссурийск, Воздвиженка… Аркаша часто бывал на аэродроме, тесно общался с летчиками.

С мамой, Марией Михайловной, в 1934 году они пристально следили за спасением 104 челюскинцев, которые после того, как пароход затонул, остались на дрейфующем льду. Тем более что в операции по их спасению участвовал Николай Петрович Каманин.

Самолеты погрузили на пароход «Смоленск», и он стал продвигаться на север. Ледовых пленников удалось спасти. Семь летчиков стали первыми Героями Советского Союза. Николай Каманин получил Золотую Звезду под №2.

На самолете Р-5 за 9 полетов ему удалось вывести с дрейфующей льдины 34 человека.

В июне 1934-го челюскинцев встречали во Владивостоке. Громче всех приветствовал героев Аркаша Каманин.

— А через день экипаж теплохода «Челюскин» и летчиков, которые участвовали в его спасении, посадили на поезд, и они поехали в Москву через всю страну, — рассказывает Маргарита Иосифовна. — На остановках гремели митинги. В эти дни Аркаша близко сошелся с летчиком Михаилом Водопьяновым. Отец мальчика был сдержанным, в чем-то суровым, его даже называли «каменный Каманин». А Михаил Васильевич был очень жизнерадостным, обаятельным, любил пошутить. И ребенок к нему прильнул. Водопьянов всюду таскал мальчишку за собой. Аркаша часто оказывался на трибунах среди героев-авиаторов и еще больше утвердился в своем желании летать.

Впрочем, его влекли как самолеты, так и музыка.

Из фронтового дневника Николая Каманина: «Однажды в городе Спасске, когда Аркадию не было и четырех лет, он пропал. Обыскали весь гарнизон, всполошили всех соседей. А обнаружили его в гарнизонном саду на концерте. От дома до сада было более 500 метров.

Это расстояние не смутило его, как только заиграла музыка, прихватив с собой двухлетнюю девочку Иду Платонову, он отправился в сад. Любовь к музыке он пронес через всю свою короткую жизнь. Гитара, баян, аккордеон, фортепьяно были его любимыми инструментами».

Осенью 1934-го Николай Каманин поступил в Военно-воздушную академию имени Жуковского. Семья перебралась в Москву. Год Аркадий жил у бабушки в деревне Меленки Владимирской области. Там же окончил первый класс.

Но в 1936 году уже стал учиться в столичной школе №19, которая располагалась на набережной Мориса Тореза, около Большого Каменного моста. И сразу начал заниматься в авиамодельном кружке.

Строил модели, мастерил копии военных самолетов…

«Ежедневно был в воздухе по 5–6 часов»

Перед войной Николай Каманин служил в Среднеазиатском военном округе. Был командиром отдельной авиабригады. Когда Аркадий в 1941 году окончил 6-й класс, семья переехала в Ташкент. Дом располагался в авиационном городке, с крыши, где Аркаша с мальчишками устроили «командный пункт», хорошо просматривался аэродром.

Когда началась война, из Москвы в Ташкент был эвакуирован авиационный завод. После занятий в школе Аркадий бежал в авиамастерские, куда привозили с фронта на ремонт подбитые самолеты.

В мае 1942 года его отцу, Николаю Каманину, разрешили наконец выехать на фронт. Перед отъездом у него с сыном состоялся мужской разговор.

Отец позволил Аркадию работать в авиаремонтных мастерских в летнее время по 6 часов в день, а когда начнутся занятия в школе — по 2–3 часа.

Как позже узнал Николай Петрович, Аркадий пропадал в мастерских по 10–12 часов, заскакивая в школу лишь на два урока. В январе 43-го и вовсе бросил учебу, написав отцу: «Доучусь после войны».

Николай Каманин как раз начал на Калининском фронте формировать авиационный корпус. Мария Михайловна, которая полтора военных года работала в ташкентском госпитале, и Аркадий, досконально изучивший в мастерских самолет У-2, рвались на фронт.

Еще и поставили главе семьи ультиматум: не возьмешь к себе в авиакорпус — сами найдем дорогу на фронт. И Каманин уступил.

Мария Михайловна стала работать делопроизводителем штаба корпуса, а Аркадий — механиком по спецоборудованию в эскадрилье связи.

Но на земле паренька уже было не удержать. Доказав, что отлично знает матчасть, он стал летать на двухместном У-2 в качестве бортмеханика и штурмана-наблюдателя. На биплане было дублированное управление, и летчики все чаще разрешали Аркадию подержаться за штурвал самолета. Наработанная летная практика помогла пареньку не растеряться в экстремальной ситуации.

Во время одного из полетов шальная пуля разбила козырек кабины летчика. Острые осколки посекли пилоту лицо, он фактически ничего не видел.

Чувствуя, что может потерять сознание, он передал управление Аркадию и переключил на него рацию. Паренек направил самолет к аэродрому, связался с частью, доложил обстановку.

С земли поднялся командир эскадрильи, стал давать мальцу по рации указания, и Аркадий смог самостоятельно посадить самолет.

Парень несомненно был наделен талантом летать.

Из фронтового дневника Николая Каманина: «24.5.43. Сегодня ко мне приходил командир эскадрильи связи майор Трофимов и совершенно неожиданно попросил: „Разрешите выпустить Аркадия в самостоятельный полет на У-2, я его лично проверил, он отлично летает“. Я был ошеломлен.

Подумалось: „Не сошел ли майор с ума?“ Усадил Трофимова рядом с собой и осторожно начал выяснять, откуда и почему возникла эта бредовая идея, ведь моему сыну Аркадию нет еще и 15 лет. Из беседы выяснилось: Аркадий уже 40 дней работает мотористом в эскадрилье, самолет, мотор, оборудование и инструкции по эксплуатации знает отлично.

Летчики эскадрильи охотно берут его в полет и дают „подержаться“ за управление самолетом. Аркадий летает каждый день и готов не вылезать из самолета».

Николай Каманин, глядя в глаза Трофимову, спросил: «И вы могли бы своего сына в таком возрасте выпустить в самостоятельный полет?» Майор ответил прямо: «Такого, как Аркадий, выпустил бы без малейшего сомнения».

Законы мирного времени в военное лихолетье не действовали. Аркадий, в свою очередь, напомнил отцу, что почти два года работает и перевыполняет нормы труда для взрослых. Война сделала всех ребят старше.

Командир 5-го штурмового авиакорпуса Николай Каманин решил лично проверить сына Аркадия в воздухе. Взлетел сам. На высоте 300 метров передал управление сыну.

Отметил, что развороты, глубокие виражи с креном до 60 градусов, «мертвые петли», перевороты сделаны правильно.

После посадки он поставил сыну условие: летать будешь, если в ближайшие 2–3 месяца на «отлично» освоишь и сдашь экзамены по теории полетов, технике пилотирования, аэронавигации, материальной части.

После двухмесячной программы тренировочных полетов он лично принимал экзамены у Аркадия, гонял его по всем дисциплинам и уставам. Убедившись, что сын отлично знает самолет, мотор и приборы, поднялся с ним в воздух.

Аркадий выполнил два полета — в зону и по кругу. По всем элементам оценка была «отлично». Николай Петрович Каманин вылез из задней кабины У-2 и приказал Аркадию одному сделать два полета по кругу.

Очень придирчиво и внимательно следил за первыми полетами сына, но… замечаний не последовало.

Из фронтового дневника Николая Каманина: «Аркадий взлетел не для установления мирового рекорда, а для исполнения тяжелой работы, так необходимой Родине».

В семье Каманиных хранится книжка «Таинственный остров», которая была с Аркадием всю войну. Приключенческий роман в честь его первого самостоятельного полета подарила пареньку младший лейтенант медицинской службы Розова.

Тогда, в июле 1943-го, он был назначен на должность летчика 423-й Отдельной авиаэскадрильи связи. Сначала Аркадий Каманин летал на многоцелевом биплане По-2 между аэродромами корпуса, в штаб воздушной армии и в штаб фронта.

Когда мастерски, на виражах, смог уйти от преследовавшего его «мессершмитта», стал летать к штабам наземных армий на передовой командный пункт корпуса. Ежедневно был в воздухе по 5–6 часов. На его самолете была нарисована стрела, похожая на молнию.

Пилоты эскадрильи ласково называли Аркадия Каманина «Летунок».

Разведывательные полеты были сложные, рискованные. Но на войне не обходилось и без курьезов. Однажды в штаб авиакорпуса прилетел полковник Сивков. Когда, выполнив задание, собрался возвращаться, выяснилось, что у мотора его самолета обнаружился дефект, и он разобран.

Полковник попросил командира эскадрильи связи майора Трофимова подбросить его до штаба воздушной армии, которая базировалась в Шепетовке. Лететь было приказано Аркадию. Увидев паренька в летном шлеме, полковник сказал: «Я с пионерами еще не летал! Дайте другого летчика».

Трофимов объяснил: «Другого пока нет. Ждите». Тут раздался звонок из штаба корпуса: в Шепетовку вызывали главного инженера корпуса генерала Лешукова. На глазах у несговорчивого Сивкова тот забрался в самолет и поднялся с Аркадием в воздух.

Полковнику же пришлось заночевать в корпусе…

А «несолидный» летчик Аркадий Каманин вскоре еще раз доказал, чего стоит. Возвращаясь с задания, он увидел подбитый немцами на нейтральной полосе Ил-2. Кабина самолета была закрыта. Предположив, что летчик ранен, Аркадий принял решение сесть рядом.

Под минометным обстрелом сумел посадить машину и перетащить потерявшего сознание летчика к себе в самолет. Также паренек забрал фототехнику пилота вместе с отснятым секретным материалом. Подняться в воздух ему помогли наши штурмовики и артиллеристы.

Открыв огонь, они отвлекли внимание от По-2, взлетавшего с «нейтралки». Аркадий доставил раненого летчика в госпиталь. Им оказался лейтенант Бердников. Офицер выполнял разведывательное задание по фотосъемке с самолета.

За спасение летчика Аркадий Каманин был награжден орденом Красной Звезды. Ему было только 15 лет…

«Летунок» отличался бесстрашием. Возвращаясь как-то с задания, он увидел на окраине леса подбитый Т-34 — танкисты колдовали над растянутой гусеницей. Приземлившись, Аркадий поинтересовался, нужна ли помощь.

Выяснилось, что у машины перебиты два трака. Запасные звенья у танкистов были, а вот нужных болтов для их соединения не оказалось. Парнишка вызвался слетать за недостающими деталями.

И вскоре сбросил танкистам нужные болты, а также мазь от ожогов.

В 1944 году, когда на штаб фронта напали бандеровцы, Аркадий под обстрелом сумел поднять свой самолет, забросал с воздуха нападавших ручными гранатами и вызвал подкрепление. Атака была отбита. За этот подвиг Аркадий Каманин, воевавший тогда на 2-м Украинском фронте, был награжден вторым орденом Красной Звезды.

Из фронтового дневника Николая Каманина: «В январе 1945-го в районе города Вац отправился осматривать площадки для будущих аэродромов. Зная, что сын в таких сложных метеорологических условиях еще не летал, решил взять его с собой. На трех из восьми аэродромов только шли работы по выравниванию и утрамбовке грунта, рельеф был сложный. Аркадий садился на них, как на действующие аэродромы».

«Летунок» все чаще летал по неизведанной местности, в глубокий тыл врага. Весной 1945-го сумел доставить электропитание для рации и секретные документы отряду партизан, которые скрывались в горах около чешского города Брно. За что был удостоен ордена Красного Знамени.

«Мог стать первым космонавтом»

В день исторического Парада Победы, 24 июня 1945 года, 17-летний Аркадий Каманин прошел через Красную площадь в строю лучших летчиков 2-го Украинского фронта.

Во второй половине 1945 года авиационный корпус из Чехословакии вернулся на родину. Штаб корпуса разместился в Тирасполе.

Аркадий решил поступать в Военно-воздушную инженерную академию имени Жуковского, которую в свое время закончил отец. Продолжая работать летчиком эскадрильи связи корпуса, он засел за учебники.

За полтора года прошел программу 8-го, 9-го и 10-го классов, осенью 46-го сдал экстерном экзамены и стал слушателем подготовительного отделения академии.

Казалось, самое страшное было уже позади. Вся семья после войны собралась в Москве. Николай Петрович Каманин был назначен заместителем начальника Главного управления гражданского воздушного флота СССР. Но беда была уже близко… Аркадий заболел гриппом. Жаловаться он не привык, переносил болезнь на ногах.

— 12 апреля 1947-го он вернулся с лекций в академии, сказал, что у него болит голова, прилег. А когда вечером его стали будить к ужину, Аркаша был уже без сознания, — рассказывает Маргарита Иосифовна. — Всю ночь врачи пытались вывести его из комы. А утром парня не стало. Ему было только 18 лет.

После вскрытия выяснилось, что Аркадий умер от воспаления мозга.

— Болезнь можно было предотвратить?

— Николай Петрович потом вспоминал, что, наверное, была непосильная нагрузка на мозг ребенка, он ослабел. Пошло осложнение после гриппа — как говорится, где тонко, там и рвется.

Из фронтового дневника Николая Каманина: «Горе наше было безутешным.

Размышляя над яркой и короткой судьбой Аркадия, я не раз задавался вопросом: имел ли я право возлагать на плечи 14-летнего мальчишки такое бремя, как самостоятельные полеты на фронте? Если бы это случилось до или после войны, я сурово осудил бы такое решение.

Но шла война, решалась судьба всего советского народа… В годы войны место мужчин на фабриках, заводах и полях заняли женщины и дети. Они добровольно шли на самые опасные, самые трудные работы, чтобы помогать фронту. Все было сделано для победы!»

— Какое будущее могло ожидать Аркадия Каманина?

— Его отец, Николай Петрович, занимал должность помощника главнокомандующего ВВС по космосу, — говорит Маргарита Иосифовна. — Аркадий в стороне бы не остался — мог бы стать одним из первых космонавтов…

Источник: https://weekend.rambler.ru/people/39793383-arkadiy-kamanin-samyy-molodoy-letchik-voyny/

Аркадий Каманин — самый молодой летчик Второй мировой войны

Известно множество историй о сынах полков и кораблей, мальчишках, оставшихся без родителей и взятых на воспитание военными частями. Но чтобы 14-летний подросток, не окончивший летную школу, стал боевым летчиком и столь успешно выполнял свой долг, что Родина отметила его службу тремя орденами… Такое в мировой практике случалось лишь однажды.

Сыну генерала Николая Каманина, одного из первых Героев Советского Союза, участника легендарного спасения челюскинцев, Аркадию Каманину летать было, пожалуй, суждено от рождения.

И в мирных условиях он наверняка стал бы отличным боевым летчиком, в положенный срок окончив летную школу, академию и получив немалый опыт пилотирования. Война лишь подстегнула этот процесс.

Вместо 22 лет Аркадий оказался за штурвалом боевого самолета в 14 (!).

После начала Великой Отечественной отец Аркадия полковник Николай Каманин, один из самых опытных советских боевых летчиков, отбыл на фронт, оставив семью в тылу. Семье героя-полковника было положено солидное материальное обеспечение, поэтому особой нужды работать у 12-летнего Аркадия не было.

Однако мальчик, грезивший авиацией, не находил себе места, горя желанием реализовать свою заветную мечту.

Справедливо рассудив, что самолет начинается с матчасти, он устраивается на работу механиком на один из московских авиационных заводов и в кратчайший срок получает все необходимые знания о внутренней начинке самолета.

В июле 1942 года отцу Аркадия было присвоено звание генерала. Это давало ряд привилегий, одной из которых была возможность держать семью при штабе корпуса. 13-летнему подростку, учитывая его опыт работы, было предложено попробовать свои силы в роли авиамеханика по спецоборудованию в одной из эскадрилий.

После неоднократных демонстраций блестящего знания матчасти, проверенного лично генералом Каманиным, Аркадий, ранее посещавший аэроклуб, добился повышения и начал летать бортмехаником и штурманом-наблюдателем на связном самолете У-2.

Всего двух месяцев хватило старшему сержанту Каманину, чтобы получить летные навыки, достаточные для того, чтобы сдать экзамен пристрастной летной комиссии, возглавляемой его отцом, и виртуозно посадить самолет, пройдя финальную часть испытания.

Первые вылеты на У-2 юный пилот совершал в тыл, однако со временем задания стали усложняться. Ему приходилось и летать связным за линию фронта, и снабжать партизан, а однажды 14-летнему старшему сержанту представилась возможность совершить настоящий подвиг, которую он блестяще использовал.

Возвращаясь из боевого вылета и обнаружив на нейтральной полосе сбитый советский штурмовик с раненым летчиком, Аркадий приземлился в непосредственной близости от немецких войск, вытащил из кабины окровавленного лейтенанта, а также данные проведенной им фоторазведки и благополучно доставил их в расположение части.

За спасение боевого товарища и доставку разведданных старший сержант Каманин был удостоен ордена Красной Звезды.

В 1944 году сержант Каманин заслужил второй орден Красной Звезды: во время освобождения Западной Украины при нападении на штаб фронта отряда бандеровцев Аркадий под обстрелом поднялся в воздух на своем У-2 и забросал нападающих ручными гранатами, после чего оперативно вызвал подкрепление, рассеявшее боевиков.

Весной 1945 года 16-летний старшина Аркадий Каманин доставил в партизанский отряд под Брно питание для рации и секретный пакет, совершив полуторачасовой полет за линию фронта по неизученному маршруту в горной местности со сложным рельефом. Выполнение данного спецзадания командование оценило орденом Красного Знамени.

После Великой Отечественной войны 17-летний ветеран и кавалер 3 боевых орденов и медалей был зачислен на подготовительные курсы Академии имени Жуковского. К сожалению, окончить ее юному герою было не суждено. Самого молодого летчика Второй мировой, выжившего в десятках боевых вылетов, погубил обыкновенный менингит…

Однако для своих боевых товарищей Аркадий Каманин остался навеки18-летним героем, грезившим небом и сделавшим все, чтобы реализовать свою заветную мечту.

Источник

Понравился наш сайт? Присоединяйтесь или подпишитесь (на почту будут приходить уведомления о новых темах) на наш канал в МирТесен!

Источник: https://zagopod.com/blog/43139505707/Arkadiy-Kamanin—samyiy-molodoy-letchik-Vtoroy-mirovoy-voynyi

Образовательный ресурс «Пионеры-герои» — Аркадий Каманин

Когда началась война, он пошёл работать на авиационный завод, потом на аэродром использовался любым случаем, чтобы подняться в небо.

В четырнадцать лет попал на Калининский фронт, в авиационный корпус, которым командовал его отец. Работал механиком по спецоборудованию, в эскадрилье связи штаба 5-го Гвардейского штурмового авиакорпуса.

Затем на двухместном самолете связи У-2 начал летать в роли бортмеханика и штурмана-наблюдателя. Самолёт У-2 создавался как учебный и имел двойное управление в обеих кабинах. По просьбам Аркадия, после взлёта лётчики разрешали ему пилотировать.

Таким образом он получал лётную практику.

Опытные пилоты, пусть всего на несколько минут, случалось, доверяли ему вести самолёт. Однажды вражеской пулей было разбито стекло кабины. Лётчика ослепило. Теряя сознание, он успел передать Аркадию управление, и мальчик посадил самолёт на свой аэродром. После этого Аркадию разрешили всерьёз учиться лётному делу, и вскоре он начал летать самостоятельно.

Ст. сержант Каманин А.Н. исполненный горячим желанием служить своей Родине в апреле месяце 1943 г. добровольно вступает в ряды Красной Армии. Не смотря на свой почти детский возраст (нет 16-ти лет), Аркадий Каманин в короткий срок теоретически и практически овладевает сложной авиационной техникой.

В июле 1943 года был выпущен в первый «официальный» самостоятельный полет на самолете У-2. После чего он назначается на должность летчика 423-й Отдельной авиаэскадрильи связи. За весь период своей службы в АЭ А. Каманин произвел более 400 вылетов на задание по маршруту, при чем часть из них производилась в сложных метеоусловиях и в непосредственной близости от линии фронта.

Выполнял боевые задания: из штаба авиакорпуса летал в штабы дивизий, на командные пункты авиаполков, выполнял самые различные задания, в основном по связи. В числе прочих заданий выполнил полёт через линию фронта к партизанам для передачи элементов питания для радиостанции. В 1943 году вступил в Комсомол.

Воевал на фронтах: Калининский фронт — с марта 1943 г.; 1-й Украинский фронт — с июня 1943 г; 2-й Украинский фронт — с сентября 1944 г.

Однажды с высоты юный пилот увидел наш самолёт, подбитый фашистами. Под сильнейшим миномётным огнём Аркадий приземлился, перенёс лётчика в свой самолёт, поднялся в воздух и вернулся к своим.

За спасение пилота разбившегося на нейтральной полосе штурмовика Ил-2 в 15 лет Аркадий был награждён орденом Красной Звезды. Позднее был удостоен второго ордена Красной Звезды за участие в боях с врагом и ордена Красного Знамени.

К концу апреля 1945 года «совершил более 650 вылетов на связь с частями корпуса и с ВПУ и налетал 283 часа».

В октябре 1946 года старшина А. Н. Каманин был зачислен слушателем подготовительного курса Военно-Воздушной Академии имени Н. Е. Жуковского. Учился с большим старанием.

Умер в 18 лет от менингита. Похоронен в Москве на Новодевичьем кладбище.

Награды·                   Орден Красного Знамени·                   Два ордена Красной Звезды·                   Медаль «За взятие Будапешта»·                   Медаль «За взятие Вены»·                   Медаль «За победу над Германией в Великой Отечественной войне 1941—1945 гг.»

Источник: http://pionery-geroi.ucoz.ru/index/arkadij_kamanin/0-12

Дети на войне. Подвиг Аркадия Каманина, 14-летнего летчика

Ах война, что ж ты сделала подлая!

Стали тихими наши дворы…

Наши мальчики головы подняли

Повзрослели они до поры.

Самому молодому советскому лётчику, который участвовал во Второй мировой войне, было всего четырнадцать… Не принято было прятаться за спины отцов…

Каманин Аркадий Николаевич родился 2 ноября 1928 года на Дальнем Востоке. Отец – Николай — был известным летчиком и военным начальником, Героем Советской Союза.

Николай Петрович Каманин (1908—1982) — советский лётчик и военачальник, генерал-полковник авиации, один из первых Героев Советского Союза (медаль № 2).

Это звание ему присвоили за спасение пассажиров парохода «Челюскин». Каманин был командующим отряда авиации. В сложнейших условиях самолеты совершили перелет протяженностью 1500 км. Полярников было решено перевозить под крыльями самолета в ящиках для парашютов.

Младший брат, Лев Каманин, в военных действиях не участвовал. После учебы в академии имени Жуковского работал в Научно-исследовательском институте Военно- Воздушных Сил. Позже преподавал в родной академии. С его помощью были опубликованы дневники отца под названием «Скрытый космос».

После многих переездов семья долгое время жила в знаменитом «Доме на набережной» в Москве. Будучи еще совсем маленьким мальчиком, Аркадий проявлял большой интерес к папиной службе.

Мальчик во время летних каникул регулярно посещал аэродром, где служил отец. Помимо летного дела, его интересовали книги, музыка и спорт. Умел играть на аккордеоне и баяне.

Перед Великой Отечественной войной семья переехала жить в Ташкент. Причина – военный перевод папы Аркадия на службу.

В 1943 году мальчик пополнил ряды советского комсомола. В 13 лет в начале войны устроился на работу на завод авиации, позже на аэродром. Пользовался любым случаем, чтобы на самолете подняться в небо с летчиками. Первый самостоятельный полет.

В июле 1942 года полковник Николай Каманин был назначен командиром 8-го смешанного, затем 5-го штурмового авиакорпуса. В начале 1943 года ему было присвоено звание генерал-майора.

Генеральская жизнь помимо особой ответственности имеет и свои плюсы; к новоиспечённому генералу приехала жена и сын Аркадий. Жена осталась работать при штабе корпуса.

Уже в 14 лет Аркадий отправился на Калининский фронт к своему отцу, который командовал на тот момент авиационным корпусом. Казалось бы, почему несовершеннолетнего парня не отправили в тыл? Как такое мог допустить отец? Оказывается, сам Аркадий сказал свое твердое «нет». Николай Каманин скрепя сердце смирился с желанием сына.

Аркадий категорически отказался возвращаться домой. Учитывая его опыт — Аркадий еще в 1941-м году успел несколько месяцев отработать механиком на одном из московских авиационных заводов, — отец назначил его механиком по спецоборудованию в эскадрилью связи своего корпуса.

Тем более он, как никто другой, знал, что механики с хорошим знанием авиации нужны на фронте.

Проработав механиком оборудования в штабе связи недолгое время, Аркадий начал летать на самолете У-2 в качестве штурмана. Эта авиамашина имела управление в двух кабинах. После взлета молодой летчик пилотировал самолет сам и получал практику.

Неоднократно продемонстрировав начальству безукоризненное знание матчасти, Аркадий добился повышения — стал летать бортмехаником и штурманом-наблюдателем. Дублированное управление и личная настойчивость позволяли Аркадию потихоньку нарабатывать лётную практику. Однажды шальная пуля разбила козырёк кабины лётчика, осколки посекли ему лицо, фактически ослепив.

Связные самолёты были радиофицированы; по вызову Аркадия с земли поднялся опытный лётчик, под «дистанционным управлением» которого Аркадий Каманин идеально посадил машину.

После этого лётную подготовку он начал проходить уже официально. В апреле 1943 году в звании старшего сержанта Аркадий пополняет ряды советской армии. Двух месяцев опытному авиамеханику хватило для того, чтобы сдать экзамен лично генерал-майору Н. Каманину, который так и не нашёл оснований не допустить сержанта А. Каманина к самостоятельным вылетам.

В июле 1943 года он уже сдавал отцу-генералу экзамен, чтобы получить допуск к полётам. И сдал с первого раза, а ведь о строгости Николая Петровича в эскадрилье ходили легенды. Говорят, был даже случай, когда какой-то курсант сдавал ему экзамен аж 8 раз! И уже в июле того же года совершил первый самостоятельный полет на У-2.

И вот паренёк, теперь уже лётчик 423-й Отдельной авиаэскадрильи связи, стал совершать разведывательные полёты на У-2. Чтобы придать машине стремительный вид, Аркадий попросил художника специально для него нарисовать на самолёте стрелу, похожую на молнию.

Правда, в эскадрилье Аркадия звали не лётчиком, а летунком – уж очень юным смотрелся вчерашний мальчишка на фоне взрослых. Невысокого роста, юркий, с цепкими глазёнками, он, казалось, не ходил, а всё время бегал. Себя никогда не щадил: руки вечно разодраны в кровь, так как проникали в самые труднодоступные места самолёта.

Зарядку делал каждый день, даже на морозе, в майке. Очень боялся, чтобы не увидели в нём папенькиного сынка.

Поначалу Аркадий летал между аэродромами корпуса. Но вскоре сама жизнь подтвердила его мастерство: к его У-2 намертво прицепился мессер.

Следившие за этим советские лётчики уже собрались было выручать летунка, но тот совершенно самостоятельно отделался от преследования, уйдя от мессера на виражах.

После этого парнишке уже не боялись поручать самые ответственные задания. Он брался за них с рвением и, казалось, не страшился ничего на свете. 

Результатом одного из вылетов стало спасение лейтенанта Бердникова.Возвращаясь из очередного вылета, пилот У-2 эскадрильи связи 5-го гвардейского ШАК заметил штурмовик, лежащий на брюхе на нейтральной полосе. Подведя свою машину ближе, он обнаружил, что кабина Ил-2 была закрыта, и в ней, возможно, находился раненый лётчик.

Взаимовыручка среди лётчиков — святой закон. У-2 мастерски приземлился на испещрённую воронками нейтралку и «запарковался», закрывшись от немцев штурмовиком. В кабине, действительно, сидел тяжело раненный в голову лётчик лейтенант Бердников. Он выполнил задание по аэрофотосъёмке, но доставить результаты съёмки на базу уже не смог.

Первым в У-2 перекочевал фотоаппарат с плёнкой, а затем, ценой неимоверных усилий, безвольное тело спасённого раненого летчика. Подсуетившиеся с плановой контратакой, артиллеристы и танкисты при содействии штурмовиков отвлекли внимание немцев от наглого кукурузника, и У-2, пританцовывая у воронок, удачно взлетел с нейтралки.

За спасение товарища и доставку разведданных лётчик Каманин был награждён орденом Красной звезды.

В Польше Аркадий спас ещё одного боевого товарища: ожидая разрешения на посадку на аэродром истребительного авиаполка, он заметил, что один из пилотов взлетел с механиком на хвосте (чтобы не допустить капотирования при взлёте по мокрому грунту, механики садились на хвост; главное было вовремя и умело спрыгнуть). Меткий выстрел из ракетницы повысил осмотрительность лётчика, уже успевшего убрать шасси. Механика сняли с хвоста на земле, хотя и не без труда.

В 1944 году сержант Каманин заслужил второй орден Красной Звезды: при нападении на штаб фронта отряда бендеровцев он под обстрелом взлетел на своём У-2, забросал нападающих ручными гранатами и вызвал подкрепление.

Весной 1945 года 16-летний старшина Аркадий Каманин доставил в партизанский отряд под Брно питание для рации и секретный пакет, совершив полуторачасовой полёт за линию фронта по неизученному маршруту в горной местности со сложным рельефом. Этот вылет командование оценило орденом Красного Знамени.

Каманин Аркадий Николаевич за всю службу в армии совершил около 400 полетов по военным заданиям. Большинство из них происходили в плохих погодных условиях в непосредственной близости к фронту.

За время войны выполнял различные поручения из штаба, связанные с работой связистов. Передавал радиоэлементы партизанам, перелетая через линию фронта. С июня 1943 года летчик перешел на службу в Первый и затем Второй Украинские фронты.

К концу войны Каманин Аркадий Николаевич мог похвастаться шестью с половиной сотнями полетов!

А после Великой Отечественной войны сбылась заветная мечта Аркадия: Решив учиться, он начал усиленно заниматься, тем самым восполнил недостающие школьные знания. С присущим ему упорством и рвением он добился получения аттестата за 1 год.

Осенью 1946 года 17-летний ветеран, кавалер орденов и медалей был зачислен на подготовительные курсы Военно-воздушной Академии имени Жуковского, которую в своё время окончил его отец.

Программу он начал изучать основательно и с огромным интересом, ведь это была его мечта.

Казалось бы, будущее молодого парня было блестящим и сулило еще немало подвигов. Юноша мог стать одним из первых космонавтов…

Но жизнь продиктовала другие правила. …

У кадровых военных бытует печальная поговорка: «Снял портупею — и рассыпался». Самый молодой пилот Второй мировой войны Аркадий Николаевич Каманин умер от менингита 13 апреля 1947 года, навсегда оставшись восемнадцатилетним.

Похоронили самого юного летчика Великой Отечественной войны в Москве на Новодевичьем кладбище. Будете на Новодевичьем — положите пару гвоздик на могилу 4-56-12.

Биографическая справка: Аркадий Николаевич Каманин, гвардии старшина, 1928—1947. Самый молодой лётчик Второй мировой войны, сын генерал-полковника Н.П.Каманина (одного из семи первых Героев Советского Союза, медаль №2).

Награды

• Орден Красного Знамени

• Два ордена Красной Звезды

• Медаль «За взятие Будапешта»

• Медаль «За взятие Вены»

• Медаль «За победу над Германией в Великой Отечественной войне 1941—1945 гг.»

       

Подвиги и заслуги в Великой Отечественной войне Аркадия Каманина стали основой сюжета киноленты «И ты увидишь небо». Были изданы статьи в газетах и журналах. Скульптором Г. Н. Постниковым были выполнены в 1966 году два бюста юноши.

Аркадий Каманин, биография которого так резко оборвалась, мог достичь еще большего мастерства в летном деле и управлять другими видами самолетов и, возможно, космическими кораблями. За свою короткую и героическую жизнь юноша успел сделать самое главное – принять участие в защите Родины. Показал себя как бесстрашный и доблестный воин.

Навечно в памяти народной. В очередную годовщину великой Победы вспомните, люди, глядя на своих 14-летних сыновей, что вот такие ровесники ваших детей громили врага, более 650 раз взлетая в тревожное военное небо.

Чтобы победить.

Чтобы могли жить вы и ваши дети, дети военной поры шли на фронт.

Помните о них, люди!

Источники:

http://www.liveinternet.ru/use…

http://pionery-geroi.ucoz.ru/i… http://www.kpopov.ru/military/…

http://fb.ru/article/250016/ka…

https://topwar.ru/84785-malchi…

Обобщенный банк данных «Мемориал» — http://obd-memorial.ru/ Поиск по спискам захоронений, донесениям о безвозвратных потерях, книгам памяти, госпитальным документам. Сканы документов!

Подвиг народа — http://podvignaroda.ru/?#tab=n… — Поиск по наградным документам. Сканы документов.

Память народа — http://pamyat-naroda.ru/ работа с поиском и сохранением найденных документов.

  • История
  • Великая Победа
  • СССР
  • Россия

Источник: https://cont.ws/post/595062

Самый юный летчик Великой Отечественной Войны

13:38

Двоевластие в Венесуэле повышает шансы Мадуро

13:36

Beijing News (Китай): сможет ли Россия обогнать Германию по уровню ВВП в 2019 году?

13:35

Т-72 «взломали», по зубам ли Т-90М «Прорыв-3»?

13:34

Новый план Сайдика по Донбассу – пустышка

13:33

Три мифа о Венесуэле

13:07

Опасная Эстония

12:43

Огонь, вода и алюминиевые трубы

12:42

Исследователи обвиняют власти США в экспериментах по управлению климатом

12:40

Перечислены самые позорные американские фейки о «вмешательстве России»

12:37

Три горизонта отношений Бразилии и России

12:36

Генерал Ягун рассказал, что мешает украинским спецам похитить Януковича

12:35

Венесуэла. Сказки о демократии

12:32

Европа обходит американские санкции ради торговли с Ираном

12:18

Венесуэла: новые санкции США лишают Мадуро доходов от нефти

12:17

Как Германия пытается пересмотреть итоги Второй Мировой Войны

12:16

Астрономы предложили альтернативу девятой планете

12:15

Заявления коммунистических партий по Венесуэле

12:14

Украинских грантоедов кормят, но не на убой

12:13

Как именно Окасио-Кортес будет хоронить США

12:09

Как их корёжит от нашей Памяти!

12:02

Полтора года на выход. США покидают Афганистан?

12:01

О «нищем» россиянине…

11:55

Почему Россия не помогла Януковичу в 2014

10:39

Система образования в Азербайджане: Чего ждать в 2019 году?

10:35

Награды Шойгу – за что и чем награжден в Министерстве обороны?

09:42

Гуаидо в Венесуэле: Если меня задержат, это будет госпереворотом

09:40

Взрыв прогремел на коксохимическом заводе в Днепропетровской области

09:36

«Афганка»: почему боевые офицеры отказывались от своих кителей в пользу этой формы

09:33

Почему последние немецкие солдаты сдались в плен только 4 сентября 1945 года

09:32

НАТО: ВМФ РФ обладает «беспрецедентными» возможностями

09:30

Модернизированный бомбардировщик Ту-22М3М – смертельная угроза кораблям ВМС США

09:30

Запад обвинили в подготовке спецоперации с участием террористов против РФ

09:28

CNN: сигнал, который Трамп своим молчанием отправляет России, вызывает беспокойство

09:27

США очень уязвимы перед электромагнитным оружием России

09:25

Украина готова к капитуляции на Донбассе: большая часть граждан оказались пацифистами

09:24

Украинских грантоедов кормят, но не на убой

09:22

Технологический прогресс Китая разрушает мировую гегемонию США

09:20

Почему Кремль не помог Виктору Януковичу

09:16

Business Insider: что мы знаем о новом российском «Охотнике»

09:15

Майданная интеллигенция и деградация. На чём завершается Родина

09:13

Электоральная шкура Вакарчука

09:11

Украинец, обливший краской памятник «вежливым людям» в Симферополе, может получить три года тюрьмы

09:09

«Наместник Бога на земле и Будущий Властелин мира». В Сети потешаются над «регалиями» львовского адвоката

09:08

В США готовят декларацию об объявлении режима чрезвычайного положения

09:07

Три задачи слабеющей Тимошенко в борьбе с «Томосоносом»

Источник: https://tehnowar.ru/60688-samyy-yunyy-letchik-velikoy-otechestvennoy-voyny.html

Самый молодой летчик Великой Отечественной: парадоксальная судьба Аркадия Каманина

Сын известного летчика и военачальника Николая Петровича Каманина, Аркадий, прожил только 18 лет. Но того, что ему удалось сделать за эти годы, хватило бы на три героические жизни.

Он стал самым молодым летчиком Великой Отечественной войны.

Первый самостоятельный полет на самолете У-2 он выполнил в июле 1943 года, когда ему было только 14 лет! В составе 423-й Отдельной авиаэскадрильи связи он воевал на Калининском, 1-м Украинском, 2-м Украинском фронтах.

В 15 лет за спасение летчика штурмовика Ил-2, подбитого на нейтральной полосе, был награжден орденом Красной Звезды. За отражение атаки бандеровцев на штаб фронта получил второй орден Красной Звезды. За доставку электропитания для рации отряду партизан в глубокий тыл врага был удостоен ордена Красного Знамени.

К концу войны на счету старшины Аркадия Каманина было 650 вылетов.

Он уцелел в военные годы, а умер в мирное время, в 1947 году, от менингита…

Накануне Дня Победы о своем талантливом девере Аркадии Каманине рассказала «КВ» жена его младшего брата Маргарита Иосифовна Каманина.

Многие знают, где на Новодевичьем кладбище похоронен генерал-полковник Николай Петрович Каманин, который за спасение челюскинцев в 1934 году был удостоен звания Героя Советского Союза, в войну командовал 5-м штурмовым авиакорпусом, а с 1960 года курировал подготовку космонавтов.

Но на знаменитом погосте есть и другая могила Каманиных — под номером 4-56-12, где похоронены два сына известного летчика и военачальника — Аркадий и Лев. Старший из братьев, Аркадий Каманин, так и остался 18-летним. Его не стало 13 апреля 1947 года. Грипп дал осложнение, парень умер от воспаления мозга.

Летописцем семьи стала жена Льва Николаевича Каманина — Маргарита Иосифовна. Она сохранила авторские воспоминания Николая Каманина о военных годах, отредактировала их и подготовила к печати. В результате вышла книга «На крылатых танках».

Узнав, что мы хотим поговорить о сыне генерал-полковника авиации Аркадии Каманине, Маргарита Иосифовна пригласила нас в гости.

— С Левушкой, младшим братом Аркаши, мы поженились в 1989 году, — рассказывает хозяйка. — Тогда еще существовали пионерские организации. И когда бы мы ни пришли на могилу Аркаши, там всегда лежали живые цветы и различные поделки — подарки от школьников. Многие пионерские отряды и дружины в те годы носили имя Аркадия Каманина.

Отец Аркадия, Николай Каманин, умер 11 марта 1982 года, пережив сына на 35 лет.

— Его могила находится напротив погребения Никиты Хрущева. Жену Каманина, Марию Михайловну, привели на кладбище, сказали: «Выбирайте место». Она указала куда-то не глядя. Так Николай Петрович лег рядом с Хрущевым, который всю жизнь вставлял ему палки в колеса. В те времена всем руководила партия, Каманин по мере сил пытался возражать, отстаивал свою точку зрения…

Позже рядом с Аркашей похоронили и его младшего брата Левушку. Они лежат в одной могиле.

— Лев Николаевич вспоминал о брате больше с горечью или с восхищением?

— С горечью. Это была незаживающая рана. Фотография брата в летном шлеме всегда висела у него над письменным столом. Аркаша родился в 1928 году, а Лев — в 1934-м. Они были совершенно разные. Бывало, Аркашу накажут, запрут в комнате, так он обязательно изловчится, откроет замок и выйдет. А Левушка был очень застенчивый и стеснительный.

Стоял в углу, пока его оттуда не выводили за ручку. Аркаша горой стоял за младшего брата, постоянно его опекал, заботился. Бывало, выговаривал матери и отцу: «Вы почему Леву одеваете только в мою старую одежду? Ребенок должен быть нарядно одет. Надо, чтобы у него были свои, новые вещи».

Лев был полная противоположность Аркаше, все переживал в душе.

А старший брат с детства отличался самостоятельностью. Отец служил на Дальнем Востоке. Семья меняла гарнизоны: Спасское, Уссурийск, Воздвиженка… Аркаша часто бывал на аэродроме, тесно общался с летчиками.

С мамой, Марией Михайловной, в 1934 году они пристально следили за спасением 104 челюскинцев, которые после того, как пароход затонул, остались на дрейфующем льду. Тем более что в операции по их спасению участвовал Николай Петрович Каманин.

Самолеты погрузили на пароход «Смоленск», и он стал продвигаться на север. Ледовых пленников удалось спасти. Семь летчиков стали первыми Героями Советского Союза. Николай Каманин получил Золотую Звезду под №2.

На самолете Р-5 за 9 полетов ему удалось вывести с дрейфующей льдины 34 человека.

В июне 1934-го челюскинцев встречали во Владивостоке. Громче всех приветствовал героев Аркаша Каманин.

— А через день экипаж теплохода «Челюскин» и летчиков, которые участвовали в его спасении, посадили на поезд, и они поехали в Москву через всю страну, — рассказывает Маргарита Иосифовна. — На остановках гремели митинги. В эти дни Аркаша близко сошелся с летчиком Михаилом Водопьяновым.

Отец мальчика был сдержанным, в чем-то суровым, его даже называли «каменный Каманин». А Михаил Васильевич был очень жизнерадостным, обаятельным, любил пошутить. И ребенок к нему прильнул. Водопьянов всюду таскал мальчишку за собой.

Аркаша часто оказывался на трибунах среди героев-авиаторов и еще больше утвердился в своем желании летать.

Впрочем, его влекли как самолеты, так и музыка.

Из фронтового дневника Николая Каманина: «Однажды в городе Спасске, когда Аркадию не было и четырех лет, он пропал. Обыскали весь гарнизон, всполошили всех соседей. А обнаружили его в гарнизонном саду на концерте.

От дома до сада было более 500 метров. Это расстояние не смутило его, как только заиграла музыка, прихватив с собой двухлетнюю девочку Иду Платонову, он отправился в сад. Любовь к музыке он пронес через всю свою короткую жизнь.

Гитара, баян, аккордеон, фортепьяно были его любимыми инструментами».

Осенью 1934-го Николай Каманин поступил в Военно-воздушную академию имени Жуковского. Семья перебралась в Москву. Год Аркадий жил у бабушки в деревне Меленки Владимирской области. Там же окончил первый класс.

Но в 1936 году уже стал учиться в столичной школе №19, которая располагалась на набережной Мориса Тореза, около Большого Каменного моста. И сразу начал заниматься в авиамодельном кружке.

Строил модели, мастерил копии военных самолетов…

«Ежедневно был в воздухе по 5–6 часов»

Перед войной Николай Каманин служил в Среднеазиатском военном округе. Был командиром отдельной авиабригады. Когда Аркадий в 1941 году окончил 6-й класс, семья переехала в Ташкент. Дом располагался в авиационном городке, с крыши, где Аркаша с мальчишками устроили «командный пункт», хорошо просматривался аэродром.

Когда началась война, из Москвы в Ташкент был эвакуирован авиационный завод. После занятий в школе Аркадий бежал в авиамастерские, куда привозили с фронта на ремонт подбитые самолеты.

В мае 1942 года его отцу, Николаю Каманину, разрешили наконец выехать на фронт. Перед отъездом у него с сыном состоялся мужской разговор.

Отец позволил Аркадию работать в авиаремонтных мастерских в летнее время по 6 часов в день, а когда начнутся занятия в школе — по 2–3 часа.

Как позже узнал Николай Петрович, Аркадий пропадал в мастерских по 10–12 часов, заскакивая в школу лишь на два урока. В январе 43-го и вовсе бросил учебу, написав отцу: «Доучусь после войны».

Николай Каманин как раз начал на Калининском фронте формировать авиационный корпус. Мария Михайловна, которая полтора военных года работала в ташкентском госпитале, и Аркадий, досконально изучивший в мастерских самолет У-2, рвались на фронт.

Еще и поставили главе семьи ультиматум: не возьмешь к себе в авиакорпус — сами найдем дорогу на фронт. И Каманин уступил.

Мария Михайловна стала работать делопроизводителем штаба корпуса, а Аркадий — механиком по спецоборудованию в эскадрилье связи.

Но на земле паренька уже было не удержать. Доказав, что отлично знает матчасть, он стал летать на двухместном У-2 в качестве бортмеханика и штурмана-наблюдателя. На биплане было дублированное управление, и летчики все чаще разрешали Аркадию подержаться за штурвал самолета. Наработанная летная практика помогла пареньку не растеряться в экстремальной ситуации.

Во время одного из полетов шальная пуля разбила козырек кабины летчика. Острые осколки посекли пилоту лицо, он фактически ничего не видел.

Чувствуя, что может потерять сознание, он передал управление Аркадию и переключил на него рацию. Паренек направил самолет к аэродрому, связался с частью, доложил обстановку.

С земли поднялся командир эскадрильи, стал давать мальцу по рации указания, и Аркадий смог самостоятельно посадить самолет.

Парень несомненно был наделен талантом летать.

Из фронтового дневника Николая Каманина: «24.5.43. Сегодня ко мне приходил командир эскадрильи связи майор Трофимов и совершенно неожиданно попросил: «Разрешите выпустить Аркадия в самостоятельный полет на У-2, я его лично проверил, он отлично летает». Я был ошеломлен.

Подумалось: «Не сошел ли майор с ума?» Усадил Трофимова рядом с собой и осторожно начал выяснять, откуда и почему возникла эта бредовая идея, ведь моему сыну Аркадию нет еще и 15 лет. Из беседы выяснилось: Аркадий уже 40 дней работает мотористом в эскадрилье, самолет, мотор, оборудование и инструкции по эксплуатации знает отлично.

Летчики эскадрильи охотно берут его в полет и дают «подержаться» за управление самолетом. Аркадий летает каждый день и готов не вылезать из самолета».

Николай Каманин, глядя в глаза Трофимову, спросил: «И вы могли бы своего сына в таком возрасте выпустить в самостоятельный полет?» Майор ответил прямо: «Такого, как Аркадий, выпустил бы без малейшего сомнения».

Законы мирного времени в военное лихолетье не действовали. Аркадий, в свою очередь, напомнил отцу, что почти два года работает и перевыполняет нормы труда для взрослых. Война сделала всех ребят старше.

Командир 5-го штурмового авиакорпуса Николай Каманин решил лично проверить сына Аркадия в воздухе. Взлетел сам. На высоте 300 метров передал управление сыну.

Отметил, что развороты, глубокие виражи с креном до 60 градусов, «мертвые петли», перевороты сделаны правильно.

После посадки он поставил сыну условие: летать будешь, если в ближайшие 2–3 месяца на «отлично» освоишь и сдашь экзамены по теории полетов, технике пилотирования, аэронавигации, материальной части.

После двухмесячной программы тренировочных полетов он лично принимал экзамены у Аркадия, гонял его по всем дисциплинам и уставам. Убедившись, что сын отлично знает самолет, мотор и приборы, поднялся с ним в воздух.

Аркадий выполнил два полета — в зону и по кругу. По всем элементам оценка была «отлично». Николай Петрович Каманин вылез из задней кабины У-2 и приказал Аркадию одному сделать два полета по кругу.

Очень придирчиво и внимательно следил за первыми полетами сына, но… замечаний не последовало.

Из фронтового дневника Николая Каманина: «Аркадий взлетел не для установления мирового рекорда, а для исполнения тяжелой работы, так необходимой Родине».

В семье Каманиных хранится книжка «Таинственный остров», которая была с Аркадием всю войну. Приключенческий роман в честь его первого самостоятельного полета подарила пареньку младший лейтенант медицинской службы Розова.

Тогда, в июле 1943-го, он был назначен на должность летчика 423-й Отдельной авиаэскадрильи связи. Сначала Аркадий Каманин летал на многоцелевом биплане По-2 между аэродромами корпуса, в штаб воздушной армии и в штаб фронта.

Когда мастерски, на виражах, смог уйти от преследовавшего его «мессершмитта», стал летать к штабам наземных армий на передовой командный пункт корпуса. Ежедневно был в воздухе по 5–6 часов. На его самолете была нарисована стрела, похожая на молнию.

Пилоты эскадрильи ласково называли Аркадия Каманина «Летунок».

Разведывательные полеты были сложные, рискованные. Но на войне не обходилось и без курьезов. Однажды в штаб авиакорпуса прилетел полковник Сивков. Когда, выполнив задание, собрался возвращаться, выяснилось, что у мотора его самолета обнаружился дефект, и он разобран.

Полковник попросил командира эскадрильи связи майора Трофимова подбросить его до штаба воздушной армии, которая базировалась в Шепетовке. Лететь было приказано Аркадию. Увидев паренька в летном шлеме, полковник сказал: «Я с пионерами еще не летал! Дайте другого летчика».

Трофимов объяснил: «Другого пока нет. Ждите». Тут раздался звонок из штаба корпуса: в Шепетовку вызывали главного инженера корпуса генерала Лешукова. На глазах у несговорчивого Сивкова тот забрался в самолет и поднялся с Аркадием в воздух.

Полковнику же пришлось заночевать в корпусе…

А «несолидный» летчик Аркадий Каманин вскоре еще раз доказал, чего стоит. Возвращаясь с задания, он увидел подбитый немцами на нейтральной полосе Ил-2. Кабина самолета была закрыта. Предположив, что летчик ранен, Аркадий принял решение сесть рядом.

Под минометным обстрелом сумел посадить машину и перетащить потерявшего сознание летчика к себе в самолет. Также паренек забрал фототехнику пилота вместе с отснятым секретным материалом. Подняться в воздух ему помогли наши штурмовики и артиллеристы.

Открыв огонь, они отвлекли внимание от По-2, взлетавшего с «нейтралки». Аркадий доставил раненого летчика в госпиталь. Им оказался лейтенант Бердников. Офицер выполнял разведывательное задание по фотосъемке с самолета.

За спасение летчика Аркадий Каманин был награжден орденом Красной Звезды. Ему было только 15 лет…

«Летунок» отличался бесстрашием. Возвращаясь как-то с задания, он увидел на окраине леса подбитый Т-34 — танкисты колдовали над растянутой гусеницей. Приземлившись, Аркадий поинтересовался, нужна ли помощь.

Выяснилось, что у машины перебиты два трака. Запасные звенья у танкистов были, а вот нужных болтов для их соединения не оказалось. Парнишка вызвался слетать за недостающими деталями.

И вскоре сбросил танкистам нужные болты, а также мазь от ожогов.

В 1944 году, когда на штаб фронта напали бандеровцы, Аркадий под обстрелом сумел поднять свой самолет, забросал с воздуха нападавших ручными гранатами и вызвал подкрепление. Атака была отбита. За этот подвиг Аркадий Каманин, воевавший тогда на 2-м Украинском фронте, был награжден вторым орденом Красной Звезды.

Из фронтового дневника Николая Каманина: «В январе 1945-го в районе города Вац отправился осматривать площадки для будущих аэродромов.

Зная, что сын в таких сложных метеорологических условиях еще не летал, решил взять его с собой. На трех из восьми аэродромов только шли работы по выравниванию и утрамбовке грунта, рельеф был сложный.

Аркадий садился на них, как на действующие аэродромы».

«Летунок» все чаще летал по неизведанной местности, в глубокий тыл врага. Весной 1945-го сумел доставить электропитание для рации и секретные документы отряду партизан, которые скрывались в горах около чешского города Брно. За что был удостоен ордена Красного Знамени.

«Мог стать первым космонавтом»

В день исторического Парада Победы, 24 июня 1945 года, 17-летний Аркадий Каманин прошел через Красную площадь в строю лучших летчиков 2-го Украинского фронта.

Во второй половине 1945 года авиационный корпус из Чехословакии вернулся на родину. Штаб корпуса разместился в Тирасполе.

Аркадий решил поступать в Военно-воздушную инженерную академию имени Жуковского, которую в свое время закончил отец. Продолжая работать летчиком эскадрильи связи корпуса, он засел за учебники.

За полтора года прошел программу 8-го, 9-го и 10-го классов, осенью 46-го сдал экстерном экзамены и стал слушателем подготовительного отделения академии.

Казалось, самое страшное было уже позади. Вся семья после войны собралась в Москве. Николай Петрович Каманин был назначен заместителем начальника Главного управления гражданского воздушного флота СССР. Но беда была уже близко… Аркадий заболел гриппом. Жаловаться он не привык, переносил болезнь на ногах.

— 12 апреля 1947-го он вернулся с лекций в академии, сказал, что у него болит голова, прилег. А когда вечером его стали будить к ужину, Аркаша был уже без сознания, — рассказывает Маргарита Иосифовна. — Всю ночь врачи пытались вывести его из комы. А утром парня не стало. Ему было только 18 лет.

После вскрытия выяснилось, что Аркадий умер от воспаления мозга.

— Болезнь можно было предотвратить?

— Николай Петрович потом вспоминал, что, наверное, была непосильная нагрузка на мозг ребенка, он ослабел. Пошло осложнение после гриппа — как говорится, где тонко, там и рвется.

Из фронтового дневника Николая Каманина: «Горе наше было безутешным.

Размышляя над яркой и короткой судьбой Аркадия, я не раз задавался вопросом: имел ли я право возлагать на плечи 14-летнего мальчишки такое бремя, как самостоятельные полеты на фронте? Если бы это случилось до или после войны, я сурово осудил бы такое решение.

Но шла война, решалась судьба всего советского народа… В годы войны место мужчин на фабриках, заводах и полях заняли женщины и дети. Они добровольно шли на самые опасные, самые трудные работы, чтобы помогать фронту. Все было сделано для победы!»

— Какое будущее могло ожидать Аркадия Каманина?

— Его отец, Николай Петрович, занимал должность помощника главнокомандующего ВВС по космосу, — говорит Маргарита Иосифовна. — Аркадий в стороне бы не остался — мог бы стать одним из первых космонавтов…

Источник: https://kareliyanews.ru/samyj-molodoj-letchik-velikoj-otechestvennoj-paradoksalnaya-sudba-arkadiya-kamanina/

Ссылка на основную публикацию