Интересные факты о баяне

История баяна

У всех народов в мире есть свои национальные инструменты. У русских таким инструментом по праву может считаться баян. Особенное распространение он получил в русской глубинке, где пожалуй, не одно мероприятие будь то свадьба, или какие-либо народные гулянья, не обходятся без него.

Однако мало кто знает, что прародителем всеми любимого баяна, стал восточный музыкальный инструмент «шэн». В основу извлечения звука которого, как и в баяне был заложен язычковый принцип.

Исследователи полагают, что более 2000—3000 лет назад он появился и стал распространяться в Китае, Бирме, Лаосе и Тибете. Шэн представлял собой корпус с бамбуковыми трубочками по бокам, внутри которых находились медные язычки.

В Древней Руси шэн появился вместе с татаро-монгольским нашествием. Отсюда он и стал распространяться по странам Европы.

В создании баяна в таком виде в котором мы привыкли его видеть в разное время приложили руку многие мастера. В 1787 году мастер из Чехии Ф. Киршнер решил создать музыкальный инструмент, где звук появлялся бы из-за колебаний пластины из металла в воздушном столбе, который нагнетался специальной меховой камерой. Киршнер даже спроектировал первые модели своего инструмента.

В начале 19-го столетия немец Ф. Бушман изготовил механизм для настройки обслуживаемых им органов. Во 2-й четверти 19-го столетия в Вене австриец с армянскими корнями К. Демиан, взяв за основу изобретение Бушмана и модифицировав его, произвел на свет первый прообраз баяна. Инструмент Демиана включал в себя 2 независимые клавиатуры, между которыми располагались меха.

Клавиши на правой клавиатуре были предназначены для наигрывания мелодии, клавиши левой клавиатуры выдавали бас. Подобные музыкальные инструменты (гармоники) были завезены в Российскую Империю в первой половине 19-го столетия, где и получили большую популярность и распространение.

В нашей стране стали быстро создаваться мастерские, и даже целые фабрики по изготовлению всевозможных видов гармоник.

В 1830 году в Тульской губернии на одной из ярмарок мастер-оружейник И. Сизов купил диковинный заграничный музыкальный инструмент – гармонику. Пытливый русский ум не мог удержаться, чтоб не разобрать инструмент и посмотреть как он устроен. Увидев, очень простую конструкцию, И. Сизов решил собрать свой вариант музыкального инструмента, который получил название «гармонь».

Тульский любитель-гармонист Н. Белобородов, решил создать свой инструмент с большим количеством музыкальных возможностей в сравнении с гармонью. Его мечта осуществилась в 1871 году, когда он вместе с мастером П. Чулковым сконструировал двухрядную гармонь.

Гармонь стала трехрядной в 1891 году, благодаря мастеру из Германии Г. Мирвальду. Спустя 6 лет П. Чулков представил на суд публики и музыкантам свой инструмент, позволявший одним нажатием на клавишу получать уже готовые аккорды.

Постоянно меняясь и усовершенствуясь гармонь постепенно становилась баяном.

В 1907 году музыкальный деятель Орланский-Титоренко сделал заказ мастеру П. Стерлигову на изготовление сложного четырехрядного музыкального инструмента. Инструмент назвали «баяном» в честь сказителя из древнерусского фольклора. Баян усовершенствовался по прошествии 2-х десятилетий. П. Стерлигов создает инструмент с выборной системой, располагавшейся на левой клавиатуре.

В современном мире баян стал универсальным музыкальным инструментом. Музыкант при игре на нем может исполнять как народные песни, так и переложенные на него классические музыкальные произведения.

Источник: http://toolsmusic.ru/yazyichkovyie-muzyikalnyie-instrumentyi/istoriya-bayana.html

Проект (1 класс) на тему: Баян — народный инструмент

МБОУ «Ребрихинская СОШ»

Баян – народный инструмент

Выполнил:

Чернышов Максим,

ученик 1 «В» класса

 МБОУ «Ребрихинская CОШ»

Ребрихинский район, село Ребриха,

Руководитель:

Слободчикова Ольга Георгиевна,

 учитель начальных классов

МБОУ «Ребрихинская СОШ»

Ребрихинский район, село Ребриха

Ребриха 2014

Содержание

Введение

  1. Баян – «душа русского народа»
  2. Рождение звука
  3. История возникновения баяна
  4. Какие бывают баяны
  5. Значение музыкального образования в моей жизни
  6. Интересные сведения об инструменте

Выводы

Источники

Актуальность

С самого детства я очень люблю музыку и всегда пою. Моя мама предложила мне пойти в музыкальную школу учиться игре на баяне. Я нисколько об этом не пожалел! Очень полюбил этот инструмент. Но в последнее время все меньше детей желают учиться игре на этом инструменте, считая это немодным и несовременным.

Когда же появился баян? Почему он так называется? На эти и другие вопросы я хочу ответить в своей работе.

Цель работы:

Исследование истории возникновения баяна

Задачи:

  1. узнать, когда и как появился баян;
  2. выяснить происхождение названия «баян»;
  3. познакомиться с видами баянов;
  4. показать значение музыкального образования в моей жизни.

Время исследования:

март  2014 года.

Баян – «душа русского народа»

Любая нация или народность имеют свою музыкальную культуру, а значит любимый народный музыкальные инструменты. У украинцев это бандура, у молдаван – скрипка, у белорусов – цимбалы, а у русских – балалайка, и конечно же, баян.

Неповторимее звучание – вот что привлекает в баяне исполнителей и слушателей. Баян звучит в камерных концертах, различных ансамблях, и оркестров русских народных инструментов, в оркестрах баянистов и т.д. Он желанный гость как на концертной эстраде, так и во дворцах культуры, в сельском клубе. [1]

«Баян – боец» называли его в годы Великой Отечественной Войны. Он звучал на привалах, в землянках. Баян скрашивал суровое время. Снимал усталость, придавал силы, вдохновлял на боевые подвиги.

Именно баян называют «Душой русского народа»

Рождение звука

Баян состоит из трёх частей: Правый полукорпус, левый полукорпус, меха.

А как рождается звук? Покажу это наглядно. Если взять тонкую школьную тетрадку, сжать её страницы губами и подуть между них — тетрадка «запоёт».

Сожмём губы сильнее и будем продолжать дуть — тетрадка «запищит» тоненьким голоском, ослабим губы — звук будет более низким. Почему возникает звук? Потому что бумажные страницы создают звуковые колебания воздуха.

Примерно так же под напором воздуха из мехов звучат и металлические пластиночки-язычки в гармони, баяне, аккордеоне. 

История возникновения баяна

Баян относится к группе инструментов – гармоник, а давным — давно за два – три тысячелетия до н. э. в Китае получил широкое распространение деревянный инструмент, изготовленный из ряда бамбуковых трубочек, в каждой из которых был миниатюрный, свободно колеблющийся язычок. Это ШЭН – духовой музыкальный инструмент, далёкий предшественник гармоники.

Гармоника родилась в Берлине в 1822 году. Мастер Христиан Бушман изобрёл губную гармонику, а затем ручную. Первые ручные гармоники имели всего 5 клавиш правой клавиатуры, левая клавиатура отсутствовала.

А вот баян, разновидность гармоник появился на свет в 1907 году.

Своим появлением баян, обязан русскому мастеру Петру Стерлигову.  По заказу знаменитого гармониста Орланского — Титаренко он переделал гармонь в новый модный инструмент — баян. Первыми баяны начали делать мастера из Москвы и Тулы.

Этот инструмент назвали в честь русского сказителя и певца Бояна,  персонажа из поэмы Слово о полку Игореве.  А вообще Боян это славянский языческий бог музыки и поэзии.

Какие бывают баяны

Баян бывает трёхрядный,  пятирядный.

Есть электронные баяны, с очень мощным звучанием, похожим на звук органа! Некоторые современные баяны с помощью переключателей можно настроить на звуки оркестра.

Значение музыкального образования в моей жизни

  1. Игра на баяне приносит радость мне и окружающим.
  2. Благодаря учебе в музыкальной школе у меня появилось много друзей.
  3. Выступая на концертах, я учусь владеть собой, проходит страх перед сценой.
  4. Занятия в музыкальной школе дисциплинируют меня, учат планировать свое время.
  5. Игра на баяне развивают быстроту реакции, интеллект, память, мышление. Ведь процесс игры на баяне состоит из трёх видов работ. Я должен отслеживать и координировать каждый вид: играть правой рукой, играть левой рукой и левой рукой разжимать и стягивать меха. Это всё не синхронные действия.

Интересные сведения об инструменте

  1. Только в России этот инструмент  называется баяном. А во всем мире это аккордеон.
  2. Он вобрал в себя и объединил звуки многих инструментов: клавесина, органа, флейты и др.

Выводы

  1. Баян появился больше ста лет назад.
  2. Он назван в честь русского сказителя и певца Бояна.
  3. Самые знаменитые виды баяна это пятирядный, трехрядный и электронный.
  4. Баян играет большую роль в моей жизни. Благодаря ему, я научился работать над собой, стал более дисциплинирован. Учеба в музыкальной школе развивает мой кругозор, интеллект, тренирует память.

Источники:

  1. М: «Советский композитор», 1987г. 6 выпуск, «Музыка и ты»
  2. Истомин С.В. Музыка (Хочу все знать)
  3.  Л.Михеева. Музыкальный словарь в рассказах
  4. Энциклопедический словарь юного музыканта

Источник: https://nsportal.ru/nachalnaya-shkola/raznoe/2014/12/07/bayan-narodnyy-instrument

Выражение «баян» — что значит, особенности употребления и интересные факты :

Во время сетевого общения можно обнаружить множество всевозможных сленговых выражений, значение которых угадывается лишь по общему смыслу фразы, да и то не всегда. Проблема заключается в том, что контекст может отсутствовать как таковой.

Например, вы отправляете некое сообщение на форуме, а комментарий состоит всего из одного слова, а восклицательный или вопросительный знаки никак не добавляют понимания.

Если вам ответили «Баян!» — что значит это восклицание? Как на него реагировать и стоит ли обижаться и спорить?

О каких баянах речь?

Самое распространенное значение этого слова — название музыкального инструмента, который относится к категории пневматических язычковых. Это аккордеон, гармонь, концертина, баян. Воздух выдувается с помощью меха и проходит через металлический язычок, извлекая звук.

Существует достаточное количество значений этого слова, даже если исключить имена собственные. Что значит «баян»? Смысл часто привязан к кругу общения. Если речь идет об интернет-сообществе, то это понятие «ярлык», который применяют к определенной категории информации.

Распространенный жаргонизм

Сейчас уже нельзя назвать это слово исключительно сетевым — оно успешно вышло в реальный мир и применяется в вербальном общении.

Иногда, рассказывая какую-то шутку, прикол или с энтузиазмом сообщая новость, вы слышите в качестве реакции восклицание «баян», что значит абсолютную «несвежесть» вашего сообщения. Возможно, эту шутку кто-то рассказал еще вчера, и все очень смеялись.

Не исключено, что вы уже десятый человек, который преподносит эту информацию, полыхая неподдельным энтузиазмом. Этим коротким словом вам сообщают буквально следующее: все уже в курсе, интерес утрачен.

Существует множество вариантов происхождения жаргонизма. Кто-то отсылает к анекдоту «хоронили тещу, порвали три баяна», другие отсылают к известному боевому кораблю с таким названием. Вариант с некими вещими певцами и бродячими рассказчиками, которые могли без стеснения пересказывать истории по многу раз, тоже кажется правдоподобным.

Сленг наркоманов

У шприца существует несколько сленговых наименований в среде лиц, зависимых от наркотических веществ. Его могут называть машиной или машинкой, инструментом или баяном. Что значит последнее наименование и как оно вошло в лексикон? Скорее всего, это невозможно узнать.

В среде наркоманов вообще сложно отыскать корни тех или иных понятий. Называют так, как кто-то назвал в разговоре.

Общая тенденция жаргонизмов в таком обществе заключается в асоциальности самого явления наркомании, такие люди просто стараются переименовать предметы, вещества и процессы таким образом, чтобы не привлекать лишнего внимания.

Читайте также:  Иллюзия горящей лампочки

Что значит выражение «баян» в интернете?

В большинстве случаев вкладывается саркастический насмешливый смысл, но без перехода на личности. Крайне редко комментатор действительно серьезен и требует сообщать исключительно актуальную информацию. О чем так могут сказать?

Баяном могут назвать видео, шутку любой формы, от текста до демотиватора или фотожабы, интересный факт и даже политическую новость.

Автора при этом могут назвать «баянистом», если подряд идет несколько откровенно устаревших сообщений, или он вообще склонен раскапывать какие-то сетевые древности и щедро делиться ими со всеми окружающими.

Подавляющее большинство юзеров знает, что такое баян, но не стоит забывать о тех, кто делает в сети свои первые шаги и еще не полностью овладел специфическим лексиконом.

Правильное написание

Так называемые «граммар-наци», ратующие за грамотный русский язык, настаивают на мнении, что верным является исключительно слово «боян». Во-первых, оно отличается от названия музыкального инструмента, а во-вторых, этим словом в давние времена называли бродячих сказителей, певцов и предсказателей. По сути, боян — это рассказчик или бард.

Значение выражения «баян», «боян» или даже «байан» от метода написания не меняется. Впрочем, последний вариант можно считать своеобразной отсылкой к так называемому «падонкаффскому» сленгу, когда особым шиком считаются исковерканные слова.

Сам механизм словесных метаморфоз подчиняется весьма размытым и необязательным правилам: могут меняться глухие согласные на парные к ним звонкие или наоборот, а вместо буквы «я» пишется «йа».

Варианты корректного употребления

Часто сленговое понятие «боян» применяется как синоним фразы «я это уже слышал», чтобы иметь возможность как можно быстрее перейти к обсуждению какого-то следующего вопроса или же к резкой смене темы. Часто воспринимается как невежливый способ отмахнуться и перехватить внимание.

Разбираясь в вопросе о том, что означает жаргонизм «баян», довольно сложно отделаться от эмоционального восприятия. Возникает впечатление, что ваши слова обесценивают, появляется обида.

Важно уметь отделить собственную личность от реакции других людей на какое-то ваше сообщение, это поможет не стать жертвой троллей.

Кто чаще всего сообщает в комментариях, что это боян? Несложное исследование показало, что критичность и желание во что бы то ни стало доказать свою осведомленность во всех вопросах подряд присуще подросткам. Люди постарше отдают себе отчет, что кто-то только начал приобщаться к интернету и не может знать всех шуток и приколов, которые радовали юзеров какой-то месяц назад.

Баян или классика?

Как люди обходились раньше без этого понятия? Например, если кто-то рассказывал очень старую и всем известную шутку, то говорили, что это анекдот с бородой.

То есть это до такой степени старая новость, что уже не вызывает ни малейшего интереса. «Бородатость» при этом обязательно связана с давностью и отсутствием ожидаемого эффекта.

Что значит слово «баян»? Это именно такой вид информации, но его следует отличать от классики.

Любая информационная единица может пройти путь от свежей до «баянистой» и устаревшей, но если после этого она не исчезает в забвении, то у нее есть шанс перейти в категорию классики. То, что раньше называли «крылатые фразы», на какой-то стадии вполне могло вызывать ощущение неуместной и набившей оскомину остроты, пока не преодолели некий порог известности.

Мнение о распространенности какой-то информационной единицы в массе чаще всего субъективно.

Если вы и ваши друзья радостно обсуждали какую-то остроту, это не значит, что все в интернете в курсе и должны знать, что вам ни в коем случае не следует о ней рассказывать, если они не хотят получить уничижительное заявление про боян.

Одним из признаков нашего времени является возведение информированности в культ. Если раньше достаточно было компетентности в своей области, то теперь это называют ограниченностью. Как и любое модное течение, такое явление пройдет, а само понятие «боянистости» неизбежно устареет и станет баяном.

Источник: https://www.syl.ru/article/363965/vyirajenie-bayan—chto-znachit-osobennosti-upotrebleniya-i-interesnyie-faktyi

История баяна и не только

Как и обещала, вот вам статья, любезные мои, в которой я попытаюсь рассказать историю инструмента и немного об исполнителях. Как оказалось, литературы по теме масса, да и видеороликов тоже не мало.

Ниже, как обычно, приведены ссылки. Здесь я постаралась познакомить вас с разными исполнителями, и с «классиками», и с теми, кто играет народную музыку, а также музыку современных авторов.

Пусть уважаемые Знатоки дополнят меня в комментариях, буду только рада.

Начнем с определения. Баян – это язычковый кнопочно-пневматический музыкальный инструмент с полным хроматическим звукорядом на правой клавиатуре, басами и готовым (аккордовым) или готово-выборным аккомпанементом на левой. Это современная разновидность ручной гармоники. Это определение Вики.

Постараюсь отсюда более не усложнять текст терминами. Все знают, как баян выглядит – правый полукорпус, левый полукорпус и мех. Фактически, баян является разновидностью аккордеона. Причём выделяют эту разновидность как отдельный инструмент (баян) только в России (и странах бывшего СССР).

В других же странах этот инструмент остаётся аккордеоном, правда, называется кнопочным аккордеоном.

У каждого народа есть свой, особо любимый им музыкальный инструмент. В России таким инструментом по праву считается баян. Почему же баян пользуется поистине всенародной любовью? Сразу вспоминаются слова из песни: «Какая песня без баяна».

Правда, видимо, в том, что баян обладает замечательным голосом, способным проникновенно «спеть» задушевную песню, как говорят в народе, тронуть за душу.

Его глубокий, густой, «дышащий» звук, соответствующий широте русского характера, может передать целую гамму чувств — от глубокой печали до безудержного веселья.

Первый известный инструмент с язычковым принципом звукоизвлечения — это древневосточный Шэн (возник в Бирме, Тибете, Лаосе и Китае). Точная дата, когда этот инструмент был создан, неизвестна, но ему, как полагают, более 2 000 лет.
Первую ручную гармонику с полным хроматическим звукорядом сконструировал баварский мастер Мирвальд из города Зилетуе (Германия) в 1891 году.

У этого инструмента была трёхрядная кнопочная правая клавиатура с диапазоном в четыре октавы. Звук при разжиме-сжиме меха издавался одинаковый. Аккомпанемент левой клавиатуры поначалу состоял только из мажорных трезвучий, но вскоре он был усовершенствован и состоял из 12-ти басовых звуков в 1-м ряду (от меха), мажорных и минорных трезвучий во 2-м и 3-м ряду соответственно.

По другим источникам среди тульских ремесленников, существовало мнение, что изобрели гармоники оружейные мастера Сизов и Шкунаев. По некоторым сведениям, они производились еще в 30-х годах XIX в. в Тульской губернии, правда, не известно о каких гармониках идет речь — о губных или ручных.
К середине XIX в.

кустарное производство гармоник получило широкое распространение в Тульской, Новгородской, Вологодской и Вятской губерниях, а уже в 80-х годах данный промысел развился в Петербурге, Тверской, Волынской, Московской, Сибирской, Ярославской, Нижегородской, Костромской, Орловской губерниях.

Уже примерно в 1892 году такая гармоника стала известна в России, где систему звукоряда её правой клавиатуры стали называть «заграничной», а позже, когда в XX веке эти инструменты стали изготавливать московские мастера (в частности — Ф. М. Захаров, П. П. Ватутин), а затем в Туле и других городах Центральной России — московской.

В России московская раскладка является для баянов стандартной до настоящего времени.
С 1906 года трёхрядные баяны с московской раскладкой и выборной клавиатурой изготавливали на тульской фабрике «Братья Киселёвы».

В сентябре 1907 года петербургский мастер Пётр Егорович Стерлигов после более чем двухлетней работы изготовил баян для выдающегося гармониста Я. Ф.

Орланского-Титаренко, который дал этому инструменту название в честь древнерусского певца-сказителя Бояна, упоминаемого в поэме «Слово о полку Игореве», и впервые стал использовать его на своих афишах в начале мая 1908 года в Москве.

Так же называл эту гармонику и сам мастер под влиянием рассказов рабочих, часто бывавших у него, о строящемся ими на Ново-Адмиралтейском судостроительном заводе крейсере «Баян». Рабочим он шутя выговаривал: «Вы строите свой «Баян», а вот я построю другой «Баян» — большую усовершенствованную гармонику».

Для облегчения освоения нового вида хроматической гармоники, переходя на неё с игры на двухрядной гармони, Пётр Стерлигов изменил московскую раскладку трёхрядной правой клавиатуры и добавил вспомогательный ряд кнопок (1-й от меха), дублирующий четвёртый ряд. Раскладка правой клавиатуры Стерлигова получила название петербургской, и позднее — ленинградской.

В 1913 году П. Е. Стерлигов изготавливает первый в России, а, возможно, и в мире, пятирядный баян с двумя вспомогательными рядами кнопок в правой клавиатуре, как у современного баяна. Следом за Стерлиговым пятирядные баяны стали изготавливать и другие мастера — братья Генераловы, В. Самсонов и другие.

Совершенствование этого инструмента в России привело к созданию трех основных разновидностей баянов: с готовым аккомпанементом (фиксированными аккордами — мажорными и минорными трезвучиями и септаккордами), с выборным аккомпанементом (исполнитель сам набирает нужные аккорды) и с готово-выборным аккомпанементом (сочетающим фиксированные и выборные аккорды). Последний вид баяна наиболее удобен, хотя на нем играть сложнее, чем на баяне с готовым аккомпанементом.

Мне хотелось написать также о видах баянов и гармоник – венские и немецкие гармоники, бандонеон и концертина, тульская, вятская и венка, саратовские, череповецкие, елецкие, ливенские, невские, бологовские, касимовские и другие. Несть им числа.

Не написала о гармониках Белобородова и Чулкова. Но, думаю, заинтересованные читатели смогут сами найти нужную информацию.

Сейчас баянисты имеют в своем аресенале электронные баяны, которые дают им неограниченные возможности для исполнения самых сложных произведений.

БАЯН KORG pa80

https:/ /youtu.be/ev-XlEB8aWI

А вот здесь можно посмотреть обзор другого чудо-баяна.

https:/ /youtu.be/hvC2Bd6bE98

Хотелось бы вкратце сказать и о зарубежных баянистах. Под названием «кнопочный аккордеон» этот инструмент популярен во многих странах, где процесс его становления имел сходство с развитием современного баяна в нашей стране. Особенно широко распространен кнопочный аккордеон во Франции, Бельгии, Голландии, Скандинавских странах, ФРГ, Италии, США.

Всемирно известные фирмы «Soprani», «Dallape», «Scandalli» (Италия), «Ноhner» (ФРГ) выпускают большое количество моделей кнопочных аккордеонов — от концертных инструментов до небольших возрастных гармоник для обучения детей игре и приобщения их к музицированию.

Кнопочный аккордеон в качестве развлекательного инструмента, предназначенного, прежде всего, для исполнения легкой танцевальной музыки.

Каких баянистов музыканты считают наиболее талантливыми, успешными?

20 лет назад самым крутым считалось Липецкое трио баянистов и трио баянистов «Сыктывкар».

НЕ ЗАБЫВАЕМ УБРАТЬ ПРОБЕЛЫ МЕЖДУ //

Солисты

Александр Скляров  (его страничка)

http:/ /aleksandrsklyarov.narod.ru/

Или просто послушайте —  Александр Скляров (баян)

https:/ /youtu.be/HsGzzaHTuuU

Виктор Гридин Цыганская рапсодия

https:/ /youtu.be/XGQxEKLpObU

«Рассыпуха», исполняет Виктор Гридин

https:/ /youtu.be/dJUJCPkc6yw

Айдар Гайнуллин «Либертанго» Пьяццолла

https:/ /youtu.be/gcsmxcyJEcE

Гайнуллин еще и композитор. Зайдите на его страничку, не пожалеете.

http:/ /aydar.net/ru/about/

Кстати, там много интересного. И послушайте там дуэт с Мацуевым, который играет на аккордеоне!!!

А вот интересная интерпретация того же танго от В.Романько

https:/ /youtu.be/Z7l33MKEkFI

Из зарубежных – это Стефан Хуссонг, классик

Читайте также:  Волшебные свойства девятки

Bach — English Suite 2 in A minor BWV 807 Prelude — Stefan Hussong

https:/ /youtu.be/BryrSwTpJx0

А это просто для души

Дуэт »Баян Микс» -Бах фантазия.

https:/ /youtu.be/YMz3x99YUhA

П Пиццигони Вальс «Свет и тени» Исп В.Романько Народный артист России

https:/ /youtu.be/A3CyzRxDsGI

Живая музыка. Концерт Сергей Войтенко и Дмитрий Храмков (1 часть) «БАЯН MIX»

https:/ /youtu.be/-jzPZASYDek

Живая музыка. Концерт Сергей Войтенко и Дмитрий Храмков (2 часть) «БАЯН MIX»

https:/ /youtu.be/PuPq78RObrU

Баянист-виртуоз Эдуард Аханов

https:/ /youtu.be/vaVWH8KEvfc

Э.Аханов Свингует

https:/ /youtu.be/zJQc3Ek0wbQ

А это просто песни «задушевные»

Послушайте Валерия Семина

Позвоните домой

https:/ /youtu.be/E2bW1srV0Vg?list=PLgYOHBVKu-lVWm60kJ4gwu1viDS4RshDQ

Журавли.   На посошок.

и другие песни, там их много

Хорошего вечера!

Источники — их много

Linda специально для TopRu.org

Источник: http://topru.org/43182/istoriya-bayana-i-ne-tolko/

Расскажите детям о музыкальных инструментах — Емельянова Э. — Страница 2

ПодробностиКатегория: Узнай-ка!

Мелодию любви поет виолончель — Под трепетным смычком натянутые струны… Виолончель как никакой другой инструмент из группы смычковых подходит для выражения возвышенности, глубины и силы звука.

Термин «смычковый» означает, что для игры на инструменте необходимо вести по его струнам специальным предметом – смычком, небольшой палочкой с натянутыми волосками. Смычок обычно делают из дерева и настоящего конского волоса.

Чтобы инструмент звучал, надо натереть смычок канифолью. Иногда музыканты обходятся без смычка, и игра представляет собой пощипывание (дерганье) струн пальцами. Эта техника игры называется пиццикато. Звук от пиццикато негромкий – приглушенный.Виолончель больше скрипки.

Появилась она в конце XV – начале XVI в. Прообразом ее стала популярная в эпоху Возрождения виола да гамба.

Виолончель имеет четыре струны разной толщины, настроенные каждая на свою ноту. Во время игры исполнитель располагает виолончель между коленями, металлический шпиль должен упираться в пол. Бродячие музыканты, которым надо было играть стоя, а то и во время ходьбы, для удобства привешивали виолончель на специальный крюк в одежде.

Ну а музыканты, выступавшие в помещении, поддерживали ее ногами или ставили на стул.Для виолончели написано много произведений. В оркестровых произведениях виолончели часто поручают выразительные соло.

«Нужна громадная талантливость, необходима сложная совокупность виртуозных качеств, чтобы победоносно привлекать внимание публики на эстраде с виолончелью в руках», – писал русский композитор П. И. Чайковский.

Расцвет русской школы виолончельного искусства связан с именем знаменитого исполнителя К. Ю. Давыдова, которого П. И. Чайковский называл «королем виолончели».

В нашей стране большой вклад в популяризацию виолончели внес Мстислав Ростропович, виртуозно игравший на этом инструменте.В судьбе каждого инструмента есть человек, сумевший открыть его заново, выявить особенности, о которых никто прежде не подозревал.

Таким человеком для скрипки стал Паганини, для фортепиано – Рахманинов, а для виолончели – Казальс, прославившийся в XX в. Его игру называли «настоящим чудом». Благодаря Казальсу музыкантам стала доступна и сложнейшая виртуозная техника.

ЗАГАДКАГолос мужчины и женщины тоже И инструмент, так на скрипку похожий, — Только побольше, плюс шпиль и смычок. Все называется словом одним. Ты догадался, конечно, каким?

(Виолончель)

ГАРМОНИКА

Термин «гармоника» произошел от греческого «гармоникос» – стройный, созвучный. Он объединяет музыкальные инструменты, в которых звук извлекается из пластинок-язычков, колеблющихся от продуваемого через них воздуха. При вдувании пластинки звучат одним звуком, а при выдувании – другим.

Получаются два аккорда. Существуют разные гармоники – губные, ручные и механические. Губные очень удобные, небольшие, их можно носить с собой. В Европе они появились в 1777 г.Первую ручную гармонь сделал немецкий мастер Ф. Бушман в 1822 г.

В ней воздух нагнетался на пластинки с помощью воздушного мешка-резервуара, который называется меха. Его делали из картона и обклеивали тканью. Язычки имели разную длину и толщину, поэтому при продувании воздуха через них получались разные звуки.

Благодаря певучести, амплитуде громкости, компактности и простоте обучения игре гармонь стала популярной в Европе и России.

Размер гармони небольшой, весит она около 5–6 кг. Играют на ней обеими руками, держа перед собой на груди и раздвигая инструмент, заставляя его то расширяться то «сдуваться».Со временем конструкция гармони изменялась, и инструмент становился более интересным по звучанию.

Баян – музыкальный инструмент, родственный гармони. Сделал его русский мастер П. Стерлигов. Тональный диапазон его шире, чем у гармони: до шести с половиной октав. Но и вес больше – около 8–9 кг. Бывают баяны весом в 13–15 кг. Играть на таком инструменте стоя уже непросто, требуются сила и выносливость. Чаще исполнитель играет сидя.

Особенной популярностью баян пользуется у исполнителей фольклора. Аккордеон – это тоже разновидность гармоники, но на правой клавиатуре расположены не кнопки, а клавиши фортепианного типа. Само название «аккордеон» происходит от немецкого слова akkord, что означает гармония. Его впервые ввел венский мастер армянского происхождения К.

Дамиан в 1829 г. Созданный им инструмент при нажатии одной кнопки на левой клавиатуре издавал целый аккорд, то есть сразу несколько звуков. Аккордеоны с правой клавиатурой фортепианного типа появились в России раньше, чем в Европе.

ЗАГАДКАУ нее вся душа нараспашку, И хоть пуговки есть – не рубашка, Не индюшка, а надувается, И не птица, а заливается.

(Гармошка)

ГУСЛИ

Гусли-гусли-самогуды Распевают песню всюду. Раз готовы вы, друзья, Танцевать нам всем пора. Гусли представляют собой плоский ящик, полый внутри, с натянутыми на нем струнами. Этот многострунный щипковый инструмент был популярен у народов Прибалтики и Поволжья, называли его по-разному – каннель, кантеле, кюсле.

Гусли изображены на фреске XI в. в Софийском соборе Киева.О гуслях звончатых, яровчатых есть упоминание в народном эпосе, былинных сказаниях о гусляре Садко, богатырях Добрыне Никитиче, Ставре Годиновиче и Соловье Будимировиче.«Гудение струнное» у многих народов считалось вещим, способным творить чудеса.

Звуками кифары Орфей очаровал бога подземного царства Аида. Богатырь, вещий рунопевец, сеятель и мудрец Вяйнямейнен пением и игрой на кантеле управлял природной стихией. Садко игрой на гуслях завоевал расположение царя Морского.

Гусли могут нам выразить любое настроение:Заиграл Добрыня по-уныльному, По-уныльному, по-умильному… Заиграл Добрыня по-веселому.

В древние времена сложились три основных вида гусельной игры: исполнение лирических мелодий, в основном песенных, плясовых наигрышей и музыкально-поэтический речитатив.Сейчас встречаются три вида гуслей: звончатые, щипковые и клавишные. Звончатые – имеют форму трапеции.

Играют на них, держа на коленях, перебирая (защипывая) струны. Иногда пользуются плектром – тонкой пластинкой, которой зацепляют струны. Звук от этого становится особенно звонким. Количество струн у современных гуслей увеличено до 13. Играют на них бряцанием, как на балалайке.

Щипковые – усовершенствованные прямоугольные гусли. Это металлическая рама на ножках с натянутыми струнами, которые расположены на двух уровнях, настроенных каждый по своему принципу. На них можно играть аккордами и исполнять полифонические мелодии.Клавишные гусли сконструировал мастер Фомин в конце XIX в.

Внешне они похожи на щипковые, но струны расположены в одной плоскости, а над ними демпферы – глушители. Этой системой управляют с помощью 12 клавиш.Гусельная игра сохранилась, этот древнейший вид народной музыкальной культуры и сейчас можно услышать в живом исполнении.

Клавишные гусли используются в оркестрах, а в профессиональных коллективах иногда можно встретить и щипковые.ЗАГАДКА…

Каким музыкальным инструментом владел Садко? (Гусли)

Источник: http://www.PlanetaSkazok.ru/educat/rasskazhitedetyamomuzykalnykhinstrumentakheduk?start=1

Русский инструмент баян: история происхождения

Баян причисляется к числу совершенных гармоник, которые существуют в наше время. Название «баян» можно было встретить в афишах с 1891 года, до этого похожие на баян инструменты назывались гармониками.

Происхождение гармоники связывают с азиатским инструментом шен, который на Руси был уже известен в X в (во времена татаро-монгольского владычества). По мнению некоторых исследователей, этот инструмент из Азии попал в Россию, а после и в Европу, где его модернизировали, и он стал завоевывать популярность.

В России распространение этого инструмента связывают с именем Ивана Сизова, который в 1830 году купил ручную гармонику на Нижегородской ярмарке и открыл гармонную мастерскую.

Первая фабрика, где изготавливались гармоники была открыта в Туле в 40 гг. XIX в. и принадлежала Тимофею Воронцову.

В год она производила около 10 000 инструментов, что стало одним из факторов распространения этого инструмента.

К середине XIX века гармонику считали символов нового народного инструмента и использовали на всех празднествах и гуляниях.

В России существует большое число национальных гармоник, которые отличаются звукорядом и формами. От места создания гармоники происходило называние инструмента.

На Руси первые гармошки изготавливались тульскими кустарями, и первые такие инструменты имели один ряд кнопок для правой и левой руки. По такому же принципу делались самые маленькие концертные гармоники — черепашки. Они были достаточно голосистыми и звонкими, чтобы производить колоссальное впечатление на публику.

После тульских гармоник также стали появляться гармошки из Саратова, где инструмент получил более необычный тембр, саратовскими мастерами были добавлены в конструкцию колокольчики. Такие гармошки стали популярными в народе.

Диапазон звучания инструментов был расширен вятскими кустарями, которые добавили в левую и правую руку дополнительные кнопки. Инструмент назвали Вятской гармонью.

Все эти инструменты отличались звуком при нажатии кнопки для разжима и сжима мехов. Такие гармони назывались Тальянки и могли иметь русский и немецкий строй. Для игры на нем необходимо было знать, как играть мехами.

Ливенские кустари добились того, что звук никак не изменялся при смене меха. Они не имели обычных ремней, и крепились на кистях на коротких  ремешках. Ливенские инструменты имели очень длинные меха.

В Россию из Европы пришли двухрядные гармошки, которые также назывались «двухзвукорядные» гармошки, а также Русские венки.

Однако на настоящий момент такие гармошки являются редкостью, так как со второй половины XX века началось их вытеснение хромками.

Баян в современном понятии появился благодаря конструктору Петру Стерлигову. Популярность баяну принес музыкант Яков Федорович Орланский-Титаренко. Инструмент назвали в честь знаменитого русского музыканта Бояна в 1907 году, завоевавшего большую популярность.

Источник: http://fonogramik.ru/russkiy-instrument-bayan-istoriya-proishozhdeniya/

Презентация к уроку по музыке по теме: Рассказы об инструментах (гармоника, баян, аккордеон) — презентация

1 Посвящается Всероссийскому Дню баяна, аккордеона и гармоники<\p>

2 Без этого инструмента и его разновидностей — баяна и аккордеона, которые приобрели огромную популярность в народе, невозможно было раньше представить себе ни концерта художественной самодеятельности, ни вечера в сельском клубе… Кажется, что гармонь существовала всегда… Христиан Фридрих Людвиг Бушман Гармоника родилась в Берлине в 1822 году. Мастер по настройке фортепиано и органов Христиан Бушман изобрел губную гармонику, чтобы облегчить настройку органов: это была маленькая коробочка с встроенным в нее металлическим язычком. Позже Бушман понял, что изобретенную им конструкцию можно превратить в самостоятельный музыкальный инструмент. Так мастер, облегчая себе труд, пришел к новой форме музыкального инструмента. А было ему в ту пору всего 17 лет…<\p>

3 Гармоника — родственница самого величественного музыкального инструмента — органа, а еще больше – фисгармонии. Разновидностей гармоники очень много: венская двухрядная, русские — тальянка, ливенка, тульская, саратовская, и, наконец, баян и аккордеон. Отличаются друг от друга они размерами, расположением клавиш и кнопок, количеством рядов кнопок (отсюда названия — двухрядка, трехрядка). Особенность гармоники – при нажатии одной клавиши-кнопки на левой клавиатуре извлекается не один звук, а целый аккорд. В первой половине XX века гармоники были широко распространены повсеместно… В каждом селе был свой гармонист. Понятия «гармошка», «гармонист» приобрели качества исконных фольклорных, народ их опоэтизировал в стихах и песнях.<\p>

Читайте также:  Гюнтер iv - cамый богатый пес в мире

4 Баян появился на свет в 1907 году. Родом он из старинного русского города Тулы, славного всяческими ремеслами. Вышел из многочисленной семьи Гармошек. А сотворил его гармошечных дел мастер Петр Стерлигов. Да не по своей прихоти, а по заказу артиста Орландского- Титаренко. Этот артист необыкновенно хорошо играл на гармошках русские народные песни. Но мечту имел играть еще искуснее. Так появился на свет наш герой. И дали имя ему, новорожденному, не какое-нибудь, а гордое, в честь древнерусского певца- сказителя Бояна. Да таким ловким, звучным получился инструмент, что его скоро узнала вся Россия. Имя этого инструмента — БАЯН. Обращаем внимание: имя былинного певца пишется через «о» Боян, название инструмента всегда пишется через «а» Баян.<\p>

5 Гармонь, баян — дуэт Российский, И голоса, как на подбор. Она погромче, он — потише, Такой меж ними уговор. Живая музыка награда, Бальзам для сердца и души. Сотворена самой природой, Любуйся ею, не спеши. Я сам играю на баяне, Когда сомненья давят грудь Возьму баян и поиграю И станет легче жизни путь. Гармонь, баян, меха и кнопки, Еще ремни через плечо. Друзья вы наши дорогие, Нам с вами очень хорошо.<\p>

6 Аккордеон — это клавишно-духовой музыкальный инструмент, имеющий две клавиатуры: кнопочную — для левой руки, клавишную, фортепианного типа, — для правой. Аккордеон по своему виду напоминает баян, по техническому устройству относится к гармони, клавишами близок к фортепиано, способностью переключать регистры напоминает орган. С историей возникновения аккордеона тесно связано имя Франтишка Киршника: мастер- ремонтник, он не имел своей мастерской, а переезжал из страны в страну, из города в город, где занимался настройкой и ремонтом органов и клавикордов. Вместе с тем у него был огромный опыт в ознакомлении с различными устройствами, конструкциями, приспособлениями и механизмами, он был высококвалифицированным и уважаемым мастером в среде специалистов. В 1770-х гг., работая в мастерской, предоставленной ему для научных опытов и экспериментальной работы Х.Кратценштейном, известным в то время физиком-акустиком и медиком, он изобрел язычковые планки (создал новую по сути конструкцию). Затем Киршник изобретает маленький орган на основе этого принципа звукоизвлечения и с ним в 1782 г. приезжает в Петербург, где знакомит с новинкой музыкантов и мастеров, которые подхватывают новый принцип звукообразования и начинают приспосабливать его по своему вкусу и возможностям к своим изобретениям. В 1797 г. Франтишек Киршник вкладывает опыт изготовления язычковых планок в создание новых музыкальных инструментов — ручных гармоник.<\p>

7 Сохранились сведения в письме Андрея Тургенева (от 6 февраля 1802г.) о том, что в Петербурге юная графиня Авдотья Николаевна Свечина играла ему на такой гармонике русские народные песни «Выйду ль я на реченьку», «Я по жёрдочке шла» и другие (гармоника находилась в доме несколько лет). Игра на столь необычном романтическом инструменте с приятным, нежным выразительным звучанием, глубоко трогала сердце молодого человека … В России в 1800 гг. игра на гармониках была уже широко распространена, и было организовано их стабильное производство в Туле. Возможно, принцип звукообразования был открыт и сконструирован здесь, в России параллельно опытам Ф. Киршника.<\p>

8 В 1821 году одним из первых изобретателей губных гармоник (которые имеют огромную популярность и в наши дни) стал Фредерик Бушман из Берлина. Он назвал свое новое изобретение «Аурой». Звук инструмента извлекался язычками свободно проскакивающими через отверстие в рамке под давлением струи воздуха вдыхаемой музыкантом. Гармоника получила разновидности диатонической и хроматической. В 1822 году Бушман, приделав кожаный мех к своему усовершенствованному камертону для настройки, изобретает маленькую ручную гармонику и совершенствует её. Первая гармоника напоминала гофрированный кубик с тремя складками, двумя деревянными планками по бокам и медными клапанами на них. Внутри гармоники находились язычки, настроенные на определённый тон.<\p>

9 Свое имя аккордеон получил в 1829 году, когда в Вене мастер Кирилл Демиан изготовил вместе с сыновьями Гвидо и Карлом гармонику с аккордовым аккомпанементом в левой руке и назвал ее «аккордеон» (по-французски accordeon означает «ручная гармоника»). Он тут же подал заявку на инструмент и получил патент на свое изобретение (6 мая 1829 г.) и исключительные права на производство аккордеонов. Именно с этого времени, все гармоники, имевшие аккордовый аккомпанемент, во многих странах стали называться аккордеонами. Точная копия первого аккордеона К.Демиана Первый аккордеон имел только 5 кнопок, и каждая кнопка играла 2 аккорда: один аккорд при сжатии мехов и другой — при растяжении мехов. Поэтому на нем можно было играть только очень простые мелодии.<\p>

10 Аккордеон – Волшебное Творенье Рук золотых Великих Мастеров! Их не покинет Вдохновенье, А музыкантов – Восхищенье и Любовь! Аккордеон! Ты – чудо из чудес! Подарок Миру, Музы наслажденье! Возносишь душу до небес!… Ты – блеск, экспрессия и наваждение! Звучит синьор аккордеон, Далекий брат органа он. Он носит клавиши и кнопки, И нрав его совсем не робкий. Певучи звуки, громогласны, Они торжественны, прекрасны. То скрипки, то виолончели То слышатся в них флейты трели… Прекрасен в мастерстве своем, Звучит оркестр целый в нем. Аккордеон как волшебство, Все звуки собраны в него.<\p>

11 Русские слова «гармонь» и «баян» звучат на английском — accordion, на французском и испанском — accordeon, на немецком и польском – akkordeon, на итальянском — fisarmonica, на датском — harmonika, на финском – harmonikka. Голландцы (accordeon), ирландцы (caird;n), латыши (akordeons) – тоже гармонь называют аккордеоном. Совсем экзотично гармонь и баян называются у норвежцев – trekkspill, у шведов — dragspel.<\p>

Источник: http://www.myshared.ru/slide/804212/

Боян Вещий — певец и сказитель

Боян или Баян — древнерусский персонаж, о котором упоминается в Слово о полку Игореве. Боян — это древнерусский певец и сказитель. Кроме того, что вероятнее всего, это был реальный человек, о чём мы поговорим ниже, в славянской вере он стал практически Языческим Святым и даже Богом, покровителем искусств и провидчества. Это не удивительно.

В каждой религии есть свои святые, которых после смерти, по тем или иным заслугам, возносят как чудотворцев или людей близких к Богу. То же самое произошло и с Бояном, который при жизни сочинял сказы, музыку и обладал вещим даром.

В некоторых местах можно встретить, что Боян является Богом музыки, поэзии и творчества в общем, а также внуком языческого Бога Велеса.

Изначально слово Боян лингвисты относят к нескольким вариантам. Боян — распространённое древнеславянское имя, имеющее двойное обозначение: 1. наводящий страх и 2.

колдовство, заклинания, колдун; Пуян — болгарско-тюркского происхождения, означает — Богатый; Баян — казахского происхождения, означающее — повествовать, рассказывать; Баальник, баание — ворожить, заговаривать; Баянъ — чародей, волшебник, колдун.

Образ поэта связывают с обоими значениями его имени и понимают как сказителя-волшебника. После того, как имя сказителя Бояна стало мифологическим, оно стало означать именно сказание, разговоры и песни — баян, баянить, басня, баять, баюкать и т.д.

В литературе XX века Боян и вовсе стал нарицательным для указания русского певца и гусляра. Карамзин внёс Бояна в Пантеон Российских Авторов, как «славнейшего в древности стихотворца русского».

Самая распространенная точка зрения исследователей русской истории, что древнерусский Боян Вещий был придворным певцом русских князей XI века (предположительно чернигово-тмутороканских князей).

В Слове о Полку Игореве говорится, что Боян воспевал трёх князей: Мстислава Владимировича Храброго, Ярослава Мудрого и Романа Святославича (внук Ярослава). Так же упоминается Всеслав Полоцкий, которого Боян порицал за то, что тот захватывал Киев. Здесь мы видим характерную для придворных певцов манеру составлять песни-хвалы и песни-хулы.

Он был автором и исполнителем своих песен, сам пел и сам играл на музыкальном инструменте. Вот одна из припевок его песни о Всеславе Полоцком: «Ни хытру, ни горазду, ни птицю горазду суда Божіа не минути».

Другие слова, которые цитирует автор повести: «Начати же ся тъй пѣсни по былинамь сего времени, а не по замышленію Бояню «, » Тяжко ти головы кромѣ плечю, зло ти тѣлу кромѣ головы». Однако вся информация по этому поводу взята из одного источника, доверять которому или нет — до сих пор спорят учёные.

Автор Слова о полку говорит, что Боян не только певец, но и вещун, который способен к оборотничеству — «Боян бо вещий, аще кому хо ше песнь творит, то растекашется мыслию по древу, серым волком по земли, шизым орлом под облакы». Автор называет его внуком Велеса, от которого тот и был наделён высокими поэтическими способностями.

В соответствии с этим утверждением, фигура древнерусского сказителя стала не только исторической и запоминающейся, но и относящейся к Славянскому Пантеону Богов, имеющей Божественное происхождение.

Современные язычники и Славители Древних Богов часто воздают почести Бояну на капищах и просят его наделить их творческой одарённостью, вдохновением, удачей в различных видах искусств.

Гусли Гусляра Словиши

Стоит сказать, что в Великом Новгороде сохранилась очень старая улица Бояна, вероятно от имени Новгородца, который жил здесь. По этому поводу существует масса предположений, одна из которых — что Боян был тем самым Новгородским Волхвом Богомилом. Очень интересное исследование предлагает нам Б.А.Рыбаков. Эта история относится к крещению Новгорода в 988 году.

Высший жрец славян Богомил, который жил в Новгороде, активно сопротивлялся насаждению новой веры Владимиром и поднял настоящий бунт. К сожалению, Добрыня с Путятой разбили сопротивление Новгорода, убили многих людей, сокрушили идолы и капища, а других силой крестили. Так вот, того самого жреца Богомила называли Соловьём, прозванный так от своего красноречия.

Соловьём же называли и Бояна. Позже, в Новгородской Земле в слое датируемом 1070-1080 гг., были найдены гусли с надписью «Словиша» т.е. Соловей, которые предположительно принадлежали тому самому жрецу и волхву Богомилу-Соловью.

Всё это, и ещё практически одинаковое время существования и того и другого человека, даёт нам право делать предположения, что Богомил и Боян могли быть одним и тем же лицом.

Памятник Бояну в городе Трубчевск

Источник: https://gifakt.ru/archives/index/boyan-veshhij-pevec-i-skazitel/

Ссылка на основную публикацию