Иллюзия с младенцем

«Каждый ребенок особенный. Иллюзия дефекта». Отрывок | НЕ ИНВАЛИД.RU

Отрывок из книги «Каждый ребенок особенный. Иллюзия дефекта», написанный немецким психологом и педагогом с 40-летним стажем Кристель Манске, эксклюзивно предоставлен издательством «Никея» для публикации на проекте «Жизнь без преград».

Инклюзия: все дети должны учиться

Понятия «полноценности» и «неполноценности» должны перестать существовать. И тогда больше не будет, например, «детей с синдромом Дауна» в отличие от других, а будут просто мальчики и девочки.

Конвенция ООН о правах инвалидов

Преамбула

Государства — участники настоящей Конвенции,

  • напоминая о провозглашенных в Уставе Организации Объединенных Наций принципах, в которых достоинство и ценность, присущие всем членам человеческой семьи, и равные и неотъемлемые права их признаются за основу свободы, справедливости и всеобщего мира,
  • признавая, что Организация Объединенных Наций провозгласила и закрепила во Всеобщей декларации прав человека и в Международных пактах о правах человека, что каждый человек обладает всеми предусмотренными в них правами и свободами без какого бы то ни было различия,
  • подтверждая всеобщность, неделимость, взаимозависимость и взаимосвязанность всех прав человека и основных свобод, а также необходимость гарантировать инвалидам полное пользование ими без дискриминации…»

Эта конвенция предполагает понятие инклюзии. Чем же отличаются друг от друга модели эксклюзии, сегрегации, интеграции и инклюзии в отношении людей с инвалидностью и без нее?

Эксклюзия: инвалиды исключены из общества.

Сегрегация: в случае сегрегации обе группы в рамках одного общества отделяются друг от друга. Появляются детские сады и школы для детей-инвалидов, создаются рабочие места для взрослых людей с инвалидностью.

Интеграция: создаются интегративные детские сады и школы, принимающие незначительное число детей с инвалидностью. Педагогическая интеграция детей в Германии, по сути, не была реализована. Ни один из детей с синдромом Дауна не получил аттестата об окончании школы.

Инклюзия: особенные дети получают полное признание в детских садах, школах и мире профессий.

Нетрудно заметить, что граница между инвалидами и не инвалидами постепенно сдвигается, а смысл инклюзии состоит в том, что эта граница и вовсе исчезает, хотя разделение на инвалидов и не инвалидов сохраняется.

Именно об этом еще в 1924 году писал Лев Выготский:

«Решительно все психологические особенности дефективного ребенка имеют в своей основе не биологическое, а социальное ядро».
«Возможно, что недалеко то время, когда педагогика будет стыдиться самого понятия «дефективный ребенок» как указания на какой-то неустранимый недостаток его природы».

«В наших руках сделать так, чтобы глухой, слепой и слабоумный ребенок не были дефективными. Тогда исчезнет и само это понятие, верный знак нашего собственного дефекта».

Господствующее в настоящее время мышление отличается дуализмом, и те ученые, которые мыслят в дуалистическом ключе, в отличие от тех, кто мыслит системно, не в состоянии понять, что все люди развиваются как биопсихосоциокультурные существа. Поэтому и возникают предрассудки:

  • «Бедняк беден потому, что не работает».
  • «Богач богат потому, что труженик».
  • «Больной болен потому, что не заботится о себе».
  • «Здоровый здоров потому, что ведет здоровый образ жизни».
  • «Глупый глуп потому, что не хочет прилагать усилия».
  • «Умный умен потому, что прилежен».
  • «Психически неполноценный неполноценен потому, что он представляет собой что-то невообразимое».
  • «Гений одухотворен потому, что он гениален».

Бертольд Брехт говорил о единстве людей, полагая, что богатство и бедность взаимно обусловливают друг друга. Он описал это в одном из своих стихотворений:

Богач и бедняк Стояли там и смотрели друг на друга. И бедняк сказал уныло:

«Если бы я не был беден, ты бы не был богат».

В этом стихотворении отражена идея о том, что противоположные полюса высвобождают энергию для перемен в обществе. Это соображение относится и к другим полюсам — различное движется к единству. Также и люди с инвалидностью и без нее образуют два полюса нашего общества. Не будь первых, не было бы и вторых. Можем ли мы посмотреть на эти два полюса как на находящиеся в рамках единства?

То, что действительно возможно рассматривать существующие противоположности как два взаимосвязанных полюса, относящихся к единому целому, доказывает политика примирения Нельсона Манделы. Политика Манделы — это историческое свидетельство того, что примирение возможно не только между отдельными людьми, но и в рамках расколотого противоречиями народа.

Национальное примирение устранило разделение между неграми и бурами. Из этих двух противоположностей родилось понятие «южноафриканцы». С тех пор устранение разделения между этими двумя социальными группами гарантировано законом.

Для Нельсона Манделы это означало, что цветное население страны — в духе примирения — прощает преступления режима апартеида, но никогда не забудет их.

Последствия политики апартеида вносили раскол не только между белыми и черными, но и между угнетателями и угнетаемыми, между теми, кто обладал властью, и беспомощными, между образованными и необразованными и т. д. На одном из мирных шествий полицейские расстреляли безоружных демонстрантов — мужчин, женщин и детей.

В духе системы апартеида они имели на это право. У белой части населения был глубокий страх перед чернокожим большинством. Я убеждена, что в человеческих отношениях в большинстве случаев именно страх делает людей врагами.

Благодаря предложенной Нельсоном Манделой идее примирения атмосфера в стране стала более мирной и свободной от страхов, что привело к позитивным переменам в общественной жизни.

«Воспитание — вот наиболее действенное оружие, которое у нас есть и с помощью которого мы можем изменить мир», — писал Нельсон Мандела.

В системе нашего школьного образования страх играет важную роль. Яну 5 лет. У него пшеничного цвета волосы и сияющие глаза.

У него правильная речь, он уже знает все буквы и с использованием жестов может писать отдельные предложения. Вчера мы вместе с ним прорабатывали детскую книжку «Овечка Рита».

Он выбрал три странички, которые ему больше всего понравились: «Рита вонючка», «Рита в грязи», «Рита дома».

С моей помощью он изготовил к этим страничкам иллюстрации. Он напечатал эти фразы на компьютере, потом мы распечатали их на принтере и наклеили на картинки. Написав фразу «Рита вонючка», он звонко засмеялся: «Рита — поросенок!»

Когда за Яном пришла мама, он радовался своим сегодняшним достижениям. Она взяла его на руки и поцеловала, он тоже поцеловал ее и сказал: «Мама!» Неожиданно для себя я заметила, что она еле сдерживает слезы. Женщина пыталась говорить: «Я так боюсь, когда думаю о школе.

Боюсь, что наши надежды окажутся напрасными. Думаю, что из-за синдрома Дауна они не дадут ему шансов, а ведь он уже так много всего умеет делать! Он — лучшее, что у нас есть, и так похож на моего мужа… Он — желанный ребенок.

Но все так сложно…» Ян снова сказал: «Мама!» И потом, посмотрев на меня: «Мама плачет».

Утром мне позвонила одна учительница: «Мне хотелось бы поговорить с Вами. Я прочла Вашу книжку «Плохих учеников не бывает». Не могу себе представить, как я могу помочь детям с синдромом Дауна получать аттестат. Я этого не понимаю, и не знаю, что нужно делать. Можно ли устроиться к Вам практиканткой?»

В каждом ее вопросе слышался страх, который она испытывала перед лицом задач, казавшихся ей неразрешимыми.

Политика апартеида разделяла общество и людей на полноправную белую элиту — высший слой — и бесправный чернокожий низший слой.

Наше общество разделяет, например, детей с трисомией по 21-й паре хромосом как психически неполноценных — и детей с бисомией по 21-й паре хромосом как психически полноценных, то есть детей, которые, по его мнению, представляют собой ценность, и детей, которые такой ценности не представляют.

Предоставлено издательством «Никея»

код для сайта или блога

Источник: http://neinvalid.ru/kazhdyiy-rebenok-osobennyiy-illyuziya-defekta-otryivok/

Иллюзии. Их виды. Особенности у детей

⇐ ПредыдущаяСтр 11 из 71Следующая ⇒

Иллюзии у детей возникают не ранее 4-5 лет.

Иллюзорное восприятие в детском возрасте бывает чаще, чем у взрослых. Этому способствуют общая психическая незрелость, меньшая точность восприятия, повышенная внушаемость и самовнушаемость, пугливость, склонность к фантазированию и воображению, нечеткое разграничение восприятий и представлений, слабость критических суждений.

Кроме того, возникновение иллюзий у детей связано с недостаточной освещенностью, болезнями зрения и слуха, переутомлением, сонливостью, переходными состояниями от сна к бодрствованию.

Аффективные иллюзии у детей бывают чаще, чем у взрослых вследствие их склонности к образованию страхов В более младшем возрасте преобладают зрительные иллюзии в более старшем – слуховые. Бывают парейдолические иллюзии. Возможны тактильные и обонятельные иллюзии (Ковалев В.В., 1985).Иллюзии возникают и у практически здоровых детей.

Патологические илюзорные восприятия отличаются стереотипностью, своеобразием, “странностью” необычностью содержания.

Наряду с иллюзиями у детей встречаются неправильные восприятия формы, размеров, взаимного расположения предметов и явлений действительности, ошибки пространственного восприятия, нарушения схемы тела, метаморфопсий, :цветоощущения, ощущение невесомости и другие нарушения восприятия , которые преимущественно возникают при лихорадочных состояниях острых детских инфекциях, нейроревматизме. Иллюзии(от лат. illusio — ошибка, заблуждение) — это неадекватное отражение воспринимаемого объекта, несоответствие субъективного образа реальному предмету. Различают аффективные, вербальные, слуховые, тактильные, обонятельные и зрительные иллюзии (парейдолии и псевдопарейдолии). Чаще встречаются зрительные и слуховые иллюзии, а у детей по сравнению со взрослыми чаще встречаются зрительные иллюзии. У психически здоровых людей при определенных условиях также могут наблюдаться такие ошибки восприятия, как иллюзии. Это так называемые физиологические иллюзии .Примером их являются миражи в пустыне, голоса, слышимые в шуме ветра, и т. д. Известны также оптические иллюзии в восприятии величины, формы, удаленности предметов, основанные на законах физики.

Читайте также:  Интересные факты о баяне

Аффективные иллюзии— это иллюзии любых органов чувств, возникающие под влиянием сильных эмоций (страх, гнев) при наличии слабого специфического раздражителя (слабая освещенность, слышимость) и с признаками астении. Содержание такой иллюзии всегда связано с ведущим аффектом.

Вербальные иллюзии представляют собой искажения слухового восприятия, когда, например, вместо нейтральных звуков и шумов, обрывков речи человек «слышит» осмысленную, целостную речь (чаще всего брань, угрозы, осуждение, но не обязательно).

Вербальные иллюзии можно перепутать с другим психическим расстройством — бредом, однако при бреде человек слышит и пересказывает реальные фразы, вкладывая в них иное содержание, иной контекст. Здесь же человек «слышит» то, чего на самом деле не говорят.

Вербальные иллюзии связаны с тем, что отдельные слуховые раздражители «конструируются» сознанием в осмысленную речь — целостный слуховой образ, содержание которого целиком определяется актуальным состоянием человека.

Слуховые иллюзии связаны с искаженным восприятием силы звука (звук кажется более громким), расстояния до источника звука (источник звучания воспринимается ближе или дальше реального источника звука), ритма звучания.

Тактильные иллюзии связаны с неадекватным восприятием силы тактильного ощущения (при соответствующей психологической установке любое, даже нейтральное прикосновение вызывает боль).

К тактильным иллюзиям относятся парестезии— восприятие нейтрального тактильного ощущения как щекотки, зуда, жжения или ощущения того, что по телу ползают насекомые или змеи (этот вид парестезии называют формикацией — от лат. formica — муравей).

При тактильных иллюзиях также могут нарушаться восприятие размера, формы, положения конечности, движения тела. К тактильным иллюзиям относится и так называемый синдром «чужой руки», когда своя собственная часть тела воспринимается как чужая.

Обонятельные или вкусовые иллюзии проявляются в форме субъективного изменения (инверсии) качества ощущений (сладкое кажется кислым, благовоние ощущается как зловоние).

Зрительные иллюзии(или иначе — парейдолии)представляют собой восприятие отдельных, не связанных между собой зрительных ощущений целостными, осмысленными образами.

К зрительным иллюзиям также относится искаженное восприятие пространственных, цветовых, количественных (например, два или три вместо одного предмета) характеристик.

Парейдолические иллюзии обычно возникают при сниженном тонусе сознания на фоне различных интоксикаций и являются важным диагностическим признаком.

Если эти иллюзорные образы дереализуются (т. е. появляется чувство искусственности в сочетании с бредовым толкованием), то такое расстройство называется псевдопарейдолиями.

Следует отметить, что наличие отдельных иллюзий в изолированном виде не является признаком психического заболевания, а лишь свидетельствует об аффективной напряженности или переутомлении. Только в сочетании с другими расстройствами психики они становятся симптомами определенных расстройств.

Если иллюзорное восприятие является проявлением психического расстройства, говорят о патологических иллюзиях. Основным отличием физиологических иллюзий от патологических является коррегируемость и критичность больного к их содержанию.

В таких случаях изменение условий восприятия (улучшение освещенности или изменение функционального состояния ЦНС), а также включение воспринимаемых образов в предметную деятельность приводят к тому, что человек обнаруживает свою ошибку и иллюзия разрушается.

При патологических иллюзиях критичность больного к их содержанию, еще имеющаяся на начальных этапах развития болезни, снижается, иллюзии носят стойкий характер, их интенсивность снижается только по мере позитивного изменения болезненного состояниях в ходе лечения и ремиссии.

Физиологические особенности мозговых процессов у детей и психологические особенности их восприятия способствуют тому, что иллюзорные расстройства восприятия возникают у них довольно часто. В детском возрасте иллюзии наблюдаются при инфекционных заболеваниях и интоксикациях.

Возможно также появление их у детей, страдающих неврозами, психопатией, эпилепсией, шизофренией и др. Иллюзии могут регистрироваться даже в раннем возрасте, начиная с 1,5-2 лет у детей, способных к вербализации собственных переживаний.

Иллюзии, как правило, связаны с различными эмоциональными реакциями, которые зависят от содержания иллюзорных образов, но чаще всего эти эмоции бывают отрицательными.

⇐ Предыдущая6789101112131415Следующая ⇒

©2015 arhivinfo.ru Все права принадлежат авторам размещенных материалов.

Источник: https://arhivinfo.ru/1-80502.html

Дети — убийцы иллюзий

Экологичное родительство: Вы имеете право не всегда понимать своего ребенка, не всегда испытывать всепоглощающее чувство любви, постоянную радость от общения с ним или с ней. Ребенок имеет такое же право со своей стороны.

В комплекте со счастьем быть мамой вам в подарок достанутся тревога и сомнения, вина и стыд за собственную не идеальность в роли родителя.

У каждого из вас в жизни были такие моменты, когда столкновение с реальностью заставляет попрощаться с последними иллюзиями, заблуждениями или фантазиями? Со мной такое случалось неоднократно. Но ничто так не возвращает в реальность, как рождение ребенка.

Прощай навсегда, мир фантазий!

Дети прекрасны, чудесны и удивительны, если вы их, конечно, не ненавидите. Но в реальности родительской жизни они также капризны, несносны и обладают собственным характером (ну или зачатками оного) прямо с самого рождения, и, наверное, немногие в вашем окружении рассказывали вам, что характер вашего ребенка может сильно отличаться от ваших фантазий.

Подписывайтесь на наш аккаунт в INSTAGRAM!

Идеальные картинки прекрасного времяпрепровождения с вашим малышом в первые годы его или ее жизни сменяются калейдоскопом из недосыпа, желудочных колик, постоянно появляющихся зубов, невозможности вернуть себе то тело, которое было до родов и ту жизнь, которая когда-то была у вас.

Вы начинаете принадлежать не себе, а его величеству младенцу. Я знаю матерей, которые органично живут в роли матери (но их очень мало, наверное, мне просто не повезло), но я также знаю женщин, которые не были готовы к тому, что вместе с исключительным счастьем быть мамой им в подарок достанутся тревога и сомнения, вина и стыд за собственную не идеальность в роли родителя.

Мамы, пора оставить чувство вины! Потому что виноватой вы будете всегда и в любом случае. Поверьте, ребенок вырастет и найдет повод для того, чтобы предъявить вам свои претензии.

Вы можете быть виноватой, потому что отдали своего ребенка в плавание вместо рисования, потому что читали ему не те книги, которые читали другие мамы сверстникам вашего ребенка, потому что слишком много уделяли внимания или, наоборот, слишком мало.

Дети редко бывают на 100% довольны своими родителями, но это не мешает многим их искренне любить! И об этом важно помнить.

Если вы любите своего ребенка, но сомневаетесь в правильности взаимодействия с ним, вы более нормальны, чем, если вы абсолютно уверенны в том, что все что вы делаете правильно только потому, что вы — родитель.

Или, например, вы запрещаете себе чувствовать раздражение, усталость, обиду, потому что вы – взрослый человек, а взрослый человек не имеет право показывать собственному ребенку свои слабости.

Если в вашем сознании есть идеальная картинка того, какой должна быть идеальная мама, и вы всеми силами, не взирая на собственную усталость, стремитесь соответствовать ей, знайте, что вы идете по очень скользкому пути. А еще не забудьте, что чувство вины будет расти в геометрической прогрессии.

Идеальная картинка существует только в вашей голове! И вы все равно рано или поздно будете в чем-то виноваты, но только вдвойне, так как ваш ребенок вырастет, и в лучшем случае, будет справляться с собственным перфекционизмом (вашим подарком ему) на кушетке психоаналитика.

Мама может ошибаться, не знать, уставать, сердиться, плакать и вообще быть человеком.

И умение чувствовать нужно не только ей (маме), но и малышу, который, глядя на нее, с самого рождения будет учиться понимать, что мир, в который он пришел, не идеален.

И в нем, в этом мире бывают моменты, когда хочется плакать, где бывает обидно, больно, но от этого он не становится менее интересным и привлекательным, живым, абсурдным подчас, но очень человеческим. А в таком мире можно научиться жить!

Читайте также:  Джослин вильденштейн - жертва моды

Жить в идеальном мире невозможно, так как его на самом деле нет.

Способность мамы распознавать собственные чувства помогает ребенку лучше понимать себя и затем строить взаимоотношения с другими людьми. Позвольте себе чувствовать, и вы позволите чувствовать своему ребенку.

Вы – первый человек, с помощью которого ребенок узнает себя и мир. Я часто слышу от женщин, у которых пока нет детей, что они не будут кричать, наказывать своих детей, никогда не повторят ошибки их собственных родителей.

Хорошо, если в реальности это получится.

Но в реальности очень сложно быть всегда спокойной, доброй, принимающей и понимающей.

Потому что (напоминаю) ваш ребенок пришел в этот мир со своим характером, очень часто непохожим на ваш или, наоборот, слишком похожим на ваш как раз в те моменты, когда это особенно может не понравится.

И вы будете чувствовать то, что чувствуете – раздражение, обиду, бессилие. И это очень неприятно, но может быть еще хуже, если вы начнете злиться на себя за эти чувства, тут же рядом рукой замашет вина.

Винить себя за то, что вы — живой человек также глупо, как винить себя за то, что у вас голубые глаза.

Я очень люблю британского психоаналитика Д. Винникота. Его мысли и слова, а главное чувства, которые живут за этими словами, помогают мне справляться с трудностями родительской роли. Поэтому процитирую его, так как лучше сказать не смогу:

«Приходит время, когда ребенку становится необходимо, чтобы мать потерпела “неудачу” в своих стараниях приспособиться к нему. Эта “неудача” — тоже постепенный процесс, о котором не узнать из книг. Человеческому детенышу было бы скучно по-прежнему ощущать себя всемогущим, когда уже сформировался “аппарат”, позволяющий справляться с фрустрацией и относительным несовершенством окружения»

Лучшие публикации в Telegram-канале Econet.ru. Подписывайтесь! 

Вы имеете право не всегда понимать своего ребенка, не всегда испытывать всепоглощающее чувство любви, постоянную радость от общения с ним или с ней. Ребенок имеет такое же право со своей стороны. Наша способность быть несовершенными дает возможность нам развиваться.

Матери бывают разные, и, наверное, вы уже поняли, что я пишу не для садистических матерей, воспроизводящих травмы собственного детства в отношениях с ребенком, не для тех, кто по каким-то причинам не может преодолеть собственную депрессию, и, как следствие не имеет внутренних сил нормально общаться с ребенком.

Я пишу для тех, кто умеет заботиться о своих детях, но не перестают винить себя за то, что делают это не достаточно хорошо.

Все совершают ошибки, не все готовы их признавать.

Если вы нашли в себе силы признать собственное несовершенство, то, скорее всего, найдете в себе силы принять несовершенство любых отношений, в том числе и отношений между матерью и ребенку.

Это первый шаг, а второй – учиться разговаривать о собственных чувствах с вашим ребенком. Помните, что ваш ребенок умеет слышать и понимать.

И, если вы найдете силы и смелость объяснить ему, что с вами происходит, вы поможете ребенку не обвинять в будущем себя за то, что он был недостаточно хорошим ребенком для своей мамы. опубликовано econet.ru. Если у вас возникли вопросы по этой теме, задайте их специалистам и читателям нашего проекта здесь

Источник: https://econet.ru/articles/179246-deti-ubiytsy-illyuziy

Детское зрение

Оптические иллюзии, которые еще называют оптическим обманом, возникают у людей, причем совершенно здоровых, довольно часто. Это нормальный процесс, который зависит от конкретных условий происходящего и строения органов зрения.

Изучением причин появления иллюзий занимались и продолжают заниматься специалисты. Как правило, оптическую  иллюзию можно научно объяснить. Но некоторые из них остаются загадкой до сих пор.

Врачи и ученые  классифицировали причины, повлекшие за собой оптические иллюзии (деление условно). Выделяют три причины:

1.      Зрительные органы человека воспринимают отражающий от объектов свет таким образом, что мозг получает ошибочную информацию об объекте;2.      Искаженная передача сигналов зрения при помощи нервов. Результат – мозг получает переиначенную информацию, что приводит к искаженному её восприятию;3.      Сбой мозговой деятельности, выдающий неправильную реакцию.Иногда оптическая иллюзия возникают одновременно по нескольким причинам.

Будьте осторожны – некоторые иллюзии вызывают головную боль, слезоточивость,  дезориентацию в пространсве!

КАРТИНА С РЫБАМИ

Представленная картинка абсолютно статична. Но, глядя на нее, мы видим движущихся рыбок. Автор иллюзии – французский художник Даниэль Пикон, представляющий на публику различные оптические иллюзии в виде рисунков и фотографий.

КАРТИНКА С ПРЯМОУГОЛЬНИКОМ И ЛИНИЯМИ

Человек не может точно определить – синяя или красная линия является продолжением черной. На этом рисунке видно, что правильный ответ – красная.

Необыкновенная иллюзия брусков

На бруски следует смотреть так: сначала смотрим на один конец, затем на другой. При одном взгляде бруски находятся рядом, при другом – один из них лежит на другом.

На рисунке диагонали квадрата кажутся ломаными. На самом деле они – прямые.

Иллюзия Эббингауза-Титченера

Одинаковый предмет воспринимается большим по размеру, поскольку он находится среди маленьких предметов. Левый круг представляется меньшим, т.к. он окружен большими предметами. На самом деле их размер одинаков.Мозг и глаза человека – удивительней органы.

  Мозг имеет возможность достраивать реальность, даже там, где она отсутствует по восприятию глаз.

Представленные оптические иллюзии – это впечатления, которые не соответствуют действительности.

  Слово «иллюзия»  в переводи с латинского означает  «заблуждение, ошибка». 

Оптические иллюзии и есть обман зрения. Они истолковываются как некие сбои в работе зрительной системы. Какие-то из них имеют научное объяснение, другие не имеют объяснения до сих пор.

Источник: https://www.DetskoeZrenie.ru/zrenie-online/opticheskie-illyuzii/

Иллюзия дефекта: 4 принципа общения с особыми детьми

ФОТО Getty Images 

«Умственно отсталые дети, с которыми я работаю, не рождаются такими, как предполагали раньше. Они такими становятся. Мы имеем дело… с одинокими детьми. Наше общество не желает их принимать. Родители это поняли. Воспитатели это поняли. Учителя это поняли. Врачи это поняли. Судьи это поняли. Дети это поняли.

Каждый день они катят в гору камень предрассудков. Эти дети выживают в холодных условиях социум, как ежик, который, сокращая клеточную активность до минимума, впадает в зимнюю спячку. Никто из нас не может выдержать каждодневного пренебрежения и безразличия со стороны общества, ничего не теряя при этом.

30 лет назад я впервые прочитала у Выготского, что умственная отсталость носит социальный характер. Эта мысль была для меня настолько новой, что в нее трудно было поверить. Когда такие дети приходят к нам в институт в возрасте 1-2 лет, они превосходят все наши ожидания. Они красивые. Они ловкие.

Они работают с полной концентрацией внимания на протяжении целого часа занятий, а то и двух. Они быстро учатся. К концу занятия ребенок устает физически, но его уставшие глаза блестят».

«Называя ребенка дауном, аутистом или гиперактивным, мы вешаем на него интеллектуальный ярлык, преграждая путь к исследованию его возможностей. Умственная отсталость и умственное развитие не являются природными категориями. Это деление – порождение человеческой культуры.

Мы не имеем ни возможности, ни права говорить кому-либо из людей, кто он есть и что из себя представляет. Но мы можем и должны вместе с человеком отправляться на поиски, в результате которых он найдет самого себя. Другой человек закрыт и чужд для нас только в той мере, в какой мы сами закрыты и чужды для самих себя.

Если такие термины, как «даун», «аутист», «ребенок с СДВГ», перестанут существовать, останутся только мальчики и девочки. Например, дети с трисомией по 21 хромосоме – это девочки и мальчики, которые на определенном этапе совместно-разделенной деятельности учатся внешней речи с помощью букв и жестов.

Девочки и мальчики, которых на сегодняшний день относят к аутистам, – это дети, которые в совместно-разделенной деятельности учатся преобразовывать свои защитные механизмы в социальную оболочку… Каждый счастлив по-своему. Разве не так?»

Читайте также:  Иллюзия горящей лампочки

«История этих детей – это в лучшем случае история выживания на обочине. Те отношения, которые сложились в обществе и с которыми они сталкиваются, практически не дают им ни единого шанса реабилитировать себя, стать самостоятельными, уверенными в себе людьми.

Их героические и отчаянные попытки вопреки своей «неполноценности» хоть мало-мальски развиваться никто не хочет ни замечать, ни признавать. Беззащитный ребенок, находясь в одиночестве, развивает способы выживания, имеющие для него самого смысл.

Я считаю, что это относится и к психозам, эпилептическим приступам, аутистическим реакциям, депрессиям и нарушениям в поведении. У детей остается все меньше шансов на встраивание в социум, если на их пути не будет людей, которые отыщут их в их одиночестве и включат в свою культурную среду.

Наша задача – понять персональный смысл защитного механизма и разделить его с нуждающимся в защите ребенком, чтобы его действия как одинокого существа стали действиями социальными.

«В наших руках находится ответственность за то, станет ребенок умственно отсталым или нет», — писал Выготский еще 70 лет назад. Чем ярче выражены у ребенка поведенческие отклонения от нормы, тем большему нам предстоит научиться у него».

«Прежде чем размышлять об особенных детях, нам нужно разобраться с собственными страхами перед монстром под названием «неполноценность».

Страх того, что нас сочтут глупыми, омрачает наше сознание гораздо сильнее, чем страх заразиться глупостью от тех, кто создают подобные понятия и решают, кто является «полноценным», а кто нет, кто представляет ценность, а кто нет.

На этой основе осуществляется отбор, закладывается базис нашей системы образования. Выготский полагал, что настоящие признаки того, что дефектны мы сами, – наше парализованное восприятие, наша блокированная способность чувствовать, неумение все выразить в адекватных словах, отключенная интуиция.

Прежде чем подобные закосневшие представления получают власть над нами и начинают цензурировать наше сознание, они закрепляются во внешнем окружении и изо дня в день программируют нас, маскируясь под нашу культурную среду».

«Школа должна быть тем местом, где, с помощью учителя, дети могут проявлять свою уникальность… Учителя не являются ни судьями, ни полицейскими, ни священниками, ни всезнающими людьми.

Их задача состоит не в том, чтобы запугивать детей, а в том, чтобы побуждать их проявлять любопытство. Они не ждут от детей готовых ответов, а делают так, чтобы те задавали вопросы.

Они не программируют детей, а ищут увлекательных приключений».

Кристель Манске (Christel Manske), доктор педагогики и психологии, руководитель Института развития функциональных систем мозга в Гамбурге. Автор методик обучения учеников с синдромом Дауна чтению и математике. Первая из серии книг Кристель Манске «Каждый ребенок особенный» (в соавторстве со священником Петром Коломейцевым) вышла в свет в 2015 году в издательстве «Никея».

Источник: http://www.psychologies.ru/roditeli/children/illyuziya-defekta-5-printsipov-obscheniya-s-osobyimi-detmi/

Оптические иллюзии для детей

Если взрослый человек относится к искажению мозгом некоторых реальных вещей довольно спокойно, то иллюзия для детей — это что-то волшебное и необъяснимое. Зрительный процесс для большинства представителей человечества — это вполне обычное явление.

Люди видят, то, что происходит вокруг, но при этом они совершенно не задумываются о том, как происходит передача картинки. Это очень сложный процесс, в котором огромную роль играют глаза, а именно, сетчатка и мозг.

Интересно то, что нередко человек может поймать себя на мысли о том, что он видит в одном предмете схожесть с другим объектом.

Это происходит благодаря сложнейшим операциям в головном мозге, который может выдавать различную информацию, в зависимости от жизненного опыта человека и ранее увиденных вещей. В особую категорию относятся одаренные дети, которые несколько иначе воспринимают окружающую действительность.

Иллюзии в мире человека

Особое место в зрительном восприятии человека играют оптические иллюзии. Их в нашем мире огромное количество. Некоторые из них очень интересны, и от их вида захватывает дух.

Подобные зрительные эксперименты будут очень полезны в случае с детьми. Оптические иллюзии используются не только для развлечения, но и в научных целях.

К примеру, они очень важны для психологов, так как способны помочь определить уровень развития человека.

Мир оптических иллюзий в наше время изучен недостаточно хорошо. Многие ученые потратили немало времени и сил для того, чтобы определить, что именно стало причиной обмана зрения. Однако большинство оптических и геометрических иллюзий так и не получило достойного объяснения.

Тем не менее это очень занимательная тема. Иллюзии и реальность могут иметь поразительную разницу. К примеру, как удивительно смотреть на лист бумаги с нарисованными элементами и видеть их движение! При этом мозг может понимать, что рисунок полностью статичен, но глаза все видят иначе. Это увлекательные загадки глаз и мозга, которые могут разгадывать дети с родителями.

Классическая иллюзия

Сложно представить, чтобы человек перестал воспринимать мир посредством зрения. Люди привыкли полагаться на свои глаза, поэтому доверяют им полностью. Но зрительный процесс нельзя называть идеальным. И речь идет не только о тех людях, которые страдают различными заболеваниями глаз, но и о тех, у кого никогда не было проблем со зрением.

Учитывая то, что зрительный процесс несовершенен, глаза можно легко перехитрить. Именно это и происходит при взгляде на оптические иллюзии. Подобная тема изучается уже очень давно. Существует целый список иллюзий, которые можно называть классическими.

Одной из самых изученных и интересных тем является иллюзия Мюллера-Лайера. Она основана на том, что человек видит две одинаковые линии с разными окончаниями и воспринимает их, как отрезки различной длины.

Иллюзия происходит при взгляде на изображение куба, нарисованного в перспективе. Подобные оптические явления считаются геометрическими ошибками зрения. Но существуют и более интересные, которые обязательно понравятся детям.

В этом возрасте больше всего внимания привлекают движущиеся иллюзии.

Но это все относительно современные варианты. А ведь возможности обмануть человеческий глаз были замечены еще Аристотелем. Именно он в 350 году до н. э. отметил, что человеческим чувствам можно доверять, но их очень легко обмануть.

Классические иллюзии можно заметить не только на бумаге, но и в обычной жизни. К примеру, любой человек может понаблюдать, как реальность сливается с оптическим обманом.

Если долго смотреть издали на падающую воду в водопаде, а после резко перевести взгляд на гору, возникает ощущение, что скалы движутся в обратном направлении.

Этому имеется определенное объяснение. Ученые считают, что мозг человека привыкает к одной картинке с постоянным движением. Поэтому, когда приходится переводить взгляд на статичные объекты, происходит эффект последействия движения.

Иллюзия с водопадом является далеко не единственной, которая может быть использована для развлечения родителей и детей. На природе и во время прогулок можно увидеть и немало иных оптических обманов.

Почему человек видит иллюзии?

Подобные явления известны уже очень давно. Но длительное время люди не уделяли достаточного внимания оптическим иллюзиям. Их тщательное изучение и описание началось чуть более 100 лет назад. В наше время оптический обман является объектом исследования психологов, художников, архитекторов и дизайнеров.

Существует даже специальный набор зрительных иллюзий, позволяющих определить умственные способности человека. Таким образом, на раннем этапе выявляются одаренные дети.

К ним нужен особый подход, поэтому чем раньше будет определена эта особенность ребенка, тем проще будет проходить воспитательный процесс и обучение малышей, которые одарены.

Но это сейчас оптические иллюзии широко используются в различных аспектах жизни. А было время, когда их принимали за проблемы со зрением. Но на самом деле иллюзии связаны не только со зрительным, но и с мозговым процессом.

Таким образом происходит расшифровка сведений об окружающем мире.

Но она не всегда бывает корректной, так как некоторые аспекты влияют на создание неадекватного и искаженного восприятие предметов, их размеров, отдаленности и состояния.

Источник: http://illjuzija.ru/zritelnye-iskazheniya/opticheskie-illyuzii/opticheskie-illyuzii-dlya-detej.html

Ссылка на основную публикацию