Ботаоши – спорт для настоящих самураев

Японские боевые искусства. Виды боевых искусств Японии

Очень многие путешественники, выбирающие туры в Японию, стремятся познакомиться с экзотической культурой Страны Восходящего Солнца как можно ближе. Яркие национальные костюмы, музыка и традиции привлекают десятки тысяч туристов из нашей страны, но самой активной их частью являются поклонники японских единоборств.

Возникшие ещё в древности боевые искусства привлекают своей сложностью, эффектностью и возможностью достичь поистине нечеловеческих возможностей. Выдающиеся мастера посвящали свои жизни изучению конкретного набора техник и способов боя, а миллионы последователей по всему миру не дают накопленным знаниям кануть в небытие.

Доспехи самурая

Все боевые искусства Японии основываются на универсальном боевом искусстве бу-дзюцу  – «искусство убивать». Это искусство в свое время практиковали самураи и ниндзя. У него был широкий технический арсенал, в котором сочеталась ударная техника ногами и руками с комплексом бросков, захватами и уходами, болевыми приемами.

Эти приемы были особенно эффективными для противостояния противнику в доспехах с холодным оружием. В бу-дзюцу также применялась техника владения разными видами холодного оружия, в том числе, самурайским мечом.

Важно: Бу-дзюцу было именно боевым искусством, так как его цель была в быстрой и эффективной нейтрализации противника, вплоть до его убийства, в отличие от современных направлений, где главное – победа в спортивном поединке. В этом виде рукопашного боя не существовало правил, так как победа достигалась любым способом.

Бу-дзюцу

Дзюдо

Дзюдо переводится с японского языка как «мягкий путь». Его основал в 80-х годах XIX столетия мастер Кано Дзигоро. Он позаимствовал из дзю-дзюцу (джиу-джитсу) приемы, которые более всего подходили для спортивных состязаний, но были наименее травматичными.

Он дополнил борьбу духовным и личностным совершенствованием. Задачей дзюдо является самооборона без оружия за счет бросков, болевых приемов, удержаний и удушений.

В дзюдо почти нет ударной техники, особенно в спортивном дзюдо, в отличие от каратэ. Благодаря техническим приемам в дзюдо не требуется большой физической силы, поэтому оно доступно большинству желающих. С 1964 года он включен в олимпийские виды спорта.

Соревнования по дзюдо

Каратэ-до

Каратэдо в переводе значит «Путь пустой руки». Оно зародилось на Окинаве, когда это королевство было государством. В основе каратэ заложены несколько видов китайских боевых искусств. Каратэ является видом самообороны без оружия, в котором пользуются преимущественно ударной техникой ногами и руками.

Первым мастером, который познакомил Японию с каратэ, считается Фунакоси Гитин. В 1920 году он провел целую рекламную компанию, демонстрируя приемы каратэ. С этих пор каратэ стало одним  из видов  японских боевых искусств. Каратэ очень популярно в мире, так как в нем много эффектности и зрелищности.

Тренировка по каратэ

Джиу-джитсу

Считающееся прародителем айкидо искусство джиу-джитсу было основано ещё в XVI веке мастером Хисамори Такэноути. Именно он первым в Японии разработал технику максимальной экономии сил бойца и отказа от ударных приёмов. В центр тактики боя он поставил захваты, броски, а также использование энергии противника, для его же обезоруживания.

Особое значение в джиу-джитсу придаётся постановке дыхания, стойкам и умению двигаться перед противником. Уклонение – один из основных приёмов, при этом захват – ключевая цель. Если же целью ставилась нейтрализация врага, то ученики практиковались на точечных ударах по болевым точкам верхней половины туловища.

Айкидо

Айкидо означает «путь к гармонии духа». Этот вид боевых искусств основан мастером Морихэем Уэсибой в 20-х годах прошлого столетия. Он принципиально отличается от других видов единоборств, тем, что основным его принципом является использование силы и энергии противника против него же.

В технике айкидо преобладают уходы, передвижения и так называемые «контроли», которые позволяют побеждать противника, уклоняясь от его оружия, например, меча, руки или ноги, а затем нейтрализуя его. Так как в айкидо не надо прикладывать много физической силы, этот вид единоборства популярен у женщин.

Демонстрация техники айкидо

Бодзюцу

Считавшийся элементом ряда единоборств бой бодзюцу намного старше каратэ или дзюдо. Бо в названии единоборства – это посох, который, согласно философии искусства является продолжением конечности бойца и не считается оружием.

Драться в техниках бодзюцу обучают многие школы Японии и всего мира. На Окинаве же искусство входит в обязательную подготовку солдат японской армии, и бою с посохом до сих пор уделяется огромное количество часов. Помимо прочего, бодзюцу – это часть показательных выступлений многих мастеров.

Кендо

Кэндо относится к японским боевым искусствам с использование оружия – это искусство фехтования на мечах. Кэндо всегда имел большое значение при подготовке японских воинов, а при правлении Токугава стало центром этой подготовки. Именно в это время было создано современное оружие для тренировок: синай из бамбука и боккэн из дерева, а также доспехи для защиты.

В период Мэйдзи с уничтожением кастового деления было запрещено ношение мечей. В 1895 году в Японии создали Всеяпонскую федерацию боевых искусств, которая стала вводить боевые искусства в школьную программу  физкультуры и пропагандировать эти искусства в качестве элементов японской национальной культуры.

Кендо

Дзюттэдзюцу

Ещё один вид японских единоборств, посвящённых конкретному оружию – дзюттэ. Эта металлическая дубинка, по форме напоминающая легендарный кинжал сай, является основным средством нанесения ударов противнику.

В отличие от знаменитой кинжальной версии, дубинка дзюттэ предназначена, в первую очередь, для защиты, а не для нападения, хотя, современные версии оружия предусматривают наличие боковых лезвий. Фирменный приём дзюттэдзюцу – блокирование удара нападающего с оружием.  

Кюдо

Своей судьбой кюдо – искусство стрельбы из лука – во многом напоминает судьбу кэндо. Как и кэндо, оно использовалось для подготовки японских воинов. Затем так же, как и кэндо, его забыли после Реставрации Мэйдзи. В 1949 году после создания Всеяпонской Федерации кюдо, оно стало возрождаться как популярный вид спорта.

В настоящее время в спортивном кюдо пользуются стандартным японским композитным луком, изготовленным из бамбука или дерева. Длина лука составляет 2,21 м. Мишени размещают на расстоянии 60 и 22 м. При стрельбе оценивается не только меткость, а также грациозность движений лучника.

Кюдо

Нагинатадзюцу

Названный в честь особого вида вооружения самураев вид боевого искусства нагинатадзюцу в настоящее время переживает второе рождение. Древковое оружие с лезвием на конце было известно ещё в Средневековье, однако к XX веку было практически забыто, хотя в век расцвета самураев техникой боя владели даже женщины.

Обучение нагинате теперь осуществляется во всех префектурах Японии, этот вид боя получил особую популярность среди студентов, благодаря своей зрелищности. Теперь же элементы этого боевого искусства можно увидеть в кендо и ряде других единоборств.

Кудо

Кудо – это современный вид японского единоборства, придуманный и окончательно презентованный к 1981-му году. Уникальность единоборства заключается в совмещении ударных техник тайского бокса, некоторых приёмов каратэ и некоторых других видов борьбы. Полноконтактный бой достаточно жёсткий, поэтому соревнования динамичны – на один поединок даётся всего 3 минуты.

Из защиты на бойцах перчатки, а также специально разработанный шлем. Кроме того, из-за официально разрешённого удара в пах в равных весовых категориях требуется наличие соответствующей защиты.

Нагинатадзюцу

Источник: https://www.vipgeo.ru/articles/interesno/iaponiia/vidi_boevih_iskusstv_yaponii/

Прикладные боевые самурайские искусства | MIUKI MIKADO • Виртуальная Япония

В жизни самурая нередки были случаи, когда ему приходилось расставаться с мечом, копьём или алебардой, создавая видимость полнейшей безвредности. В эпоху междоусобных войн многие феодальные властители запрещали всем, кроме стражи, носить оружие во внутренних покоях замка.

Наиболее подозрительные не допускали к себе вражеских посланцев при мече, зная, что хорошего мастера не удержит даже усиленная охрана.

Тем не менее до унизительного личного осмотра дело никогда не доходило, и каждый опасающийся за свою жизнь имел шанс утаить за пазухой, в рукаве или под широкими полами кимоно один из популярных видов малого, подручного оружия.

Этим шансом пользовались не только парламентёры во вражеском лагере, разведчики и полководцы, которым не подобало вдали от передовой расхаживать вооружёнными до зубов, но так же и сотрудники тайной полиции Токугава (мэ-цукэ), желавшие замаскироваться под простого обывателя.

<\p>

Например, популярен был железный веер (тэссэн — «Тэссэн-дзюцу» — искусство боевого веера), состоящий из массивных стальных пластин, который подвешивался к руке. Согласно легенде, это искусство создал знаменитый японский воин XII века Минамото-но-Ёсицунэ (1159 — 1189).

Затем данное искусство стало обязательным для изучения в школе Син-Кагэ-рю.

Металлический боевой веер, используемый опытным мастером, представляет собой оружие с довольно широким спектром возможностей, тем более, что он складывается и раздвигается, превращаясь то в дубинку, то в небольшой щит, то в огромную острую бритву. При необходимости его можно было использовать, особенно вместе с кинжалом (кодзука), для парирования ударов меча, для оглушения, в качестве короткой дубинки и, наконец, для отвлекающих манёвров, мгновенно раскрыв его перед глазами противника. Излюбленным оружием военачальников была другая разновидность веера — круглая стальная пластина на рукоятке (гумбай-утива), родственная шестопёру и служившая одновременно булавой, «маршальским жезлом».

Классическим оружием мэ-цукэ был затупленный стилет (дзюттэ, или дзиттэ) длиной около 30 см с отходящей от рукояти крючкообразной гардой. Иногда два таких стилета использовались одновременно.

С помощью дзюттэ меч противника можно было, при известном навыке, поймать в щель между гардой и клинком, а затем сломать пополам или выбить из рук.

К рукояти дзюттэ крепился темляк с цветной кистью, по окраске которой можно было судить о ранге полицейского.

Неплохой репутацией пользовалась в полиции длинная (около 4 м) тонкая цепь с маленьким грузилом на одном конце (кусари). На континенте цепь испокон веков входила в арсенал рыцаря — упоминания о воинах с цепями встречаются в «Троецарствии», «Речных заводях» и многих других памятниках.

В сложенном виде цепь представляла собой безобидный маленький комочек, но, брошенная умелой рукой, она обезоруживала и сбивала с ног противника. Заменителем цепи могла послужить верёвка с грузилом (торинава).

Любопытно, что такое простое приспособление, как аркан, в среде самурайства не прижилось и было знакомо лишь редким специалистам. Зато цепь неоднократно подвергалась изменениям, приобретая новые формы. В XVII в. появилась укороченная модификация (до 1 м) с гирьками по обоим концам.

Изобретение этой цепи приписывается Масаки Тосимицу, начальнику охраны центральных ворот Эдо.

По преданию, Масаки, назвавший своё детище манрики-гусари («Всесильная цепь»), стремился исключить возможность вооружённого конфликта в таком ответственном месте, и одного взмаха манрики-гусари было достаточно, чтобы подлежащая задержанию жертва, оглушённая и полузадушенная, упала в руки часовых. Сходной разновидностью малого оружия был кистень (кусари-тигирики) — цепь с металлическим шаром, укреплённая на короткой рукояти.

В Японии, как и во всех странах Дальнего Востока, каждый уважающий себя мужчина, а тем более самурай должен был уметь обращаться с палкой. Шест и дубина всегда занимали почётное место в списке классических видов оружия. В Китае, Корее, Вьетнаме и Бирме фехтование на палках также приравнивалось к искусству владения копьём и алебардой.

Прародителем бо-дзюцу (искусства палочного боя) и тотемным покровителем мастеров «палочного дела» считался легендарный царь обезьян Сунь Укун, герой хорошо известного в Японии средневекового китайского романа «Путешествие на запад».

Своим исполинским железным посохом задиристая обезьяна наводила страх не только на злых волшебников и великанов-людоедов, но и на мирных небожителей. Повстанцы, сражавшиеся под знаменем Белого лотоса, и «Красные повязки», стоявшие насмерть в боях против монгольских полчищ, сделали шест основным оружием пехотинца.

Среди самураев также находились любители, предпочитавшие палку всем прочим видам японского оружия, так как использование палки для нападения или для защиты всегда содержало вы себе элемент неожиданности.

В эпоху Токугава на японских островах насчитывалось не менее трёх сот школ бо-дзюцу, причём качество палок и техника самурайских школ существенно отличались от бо-дзюцу, проникшего с континента на архипелаг Рюкю.

Как правило, шест (посох) — «бо» вырезался из дуба, бука, граба и других твёрдых пород древесины, но в случае необходимости мог сойти и обычный кусок бамбука, подобранный у дороги. Каноническая длина бо варьировалась в зависимости от школы и колебалась от 160 до 282 см.

Толщина подбиралась пл вкусу и по физическим возможностям исполнителя.

Палки, чаще всего 180 см. и кюсяку-бо — 282 см. Кроме того используемые в бо-дзюцу, это рокусяку-бо, длина которой примерно популярны были так же сейдзё-бо — 100 см., хан-бо — 130 см. и тан-бо — 60 см.

В период феодальных войн самураи использовали и другие модели. В частности, тэцу-бо (железную палицу с шипами разнообразной формы), консай-бо (палку, окованную металлом), хаккаку-бо, кири-бо, ёри-бо.

В целом комплексы упражнений (ката) с шестом напоминают классические упражнения с копьём и алебардой и содержат тот же набор колющих, рубящих и блокирующих движений. С какого времени шест вошёл в число самурайских будзюцу, вопрос неясный.

Хотя во многих японских приключенческих романах появляются герои, вооружённые шестом, нужно принять во внимание прежде всего позднее происхождение этих романов и вторичность многих персонажей по отношению к китайским прототипам (например, версия «Речных заводей» в переложении Бакина).

Одной из первых школ феодальной эпохи, кодифицировавших бо-дзюцу, была Тэнсин-Сёдэн-Катори-Синто-рю, основанная в XV веке и существующая по сей день. Это традиционная самурайская школа боевых искусств, которую основал Иидзаса Инэнао-Чойсай (1387 — 1488).

Общепризнанно, что она является одной из наиболее старых и самой значительной школой в истории боевых искусств Японии.

Школа Тэнсин-Сёдэн-Катори-Синто-рю оказала заметное влияние на общую эволюцию японских боевых искусств феодальной эпохи и явилась источником появления нескольких других школ, в частности Синкагэ-рю и Синдо-Мусо-рю.

В этой школе изучали восемь дисциплин:

  1. Бо-дзюцу — работа с шестом
  2. Дзю-дзюцу- рукопашный бой
  3. Иаи-дзюцу — искусство молниеносного выхватывания меча
  4. Кэн-дзюцу — искусство фехтования
  5. Нагината-дзюцу — работа с алебардой
  6. Сейдзё-дзюцу — работа с короткой палкой — 100 см.
  7. Сюрикэн-дзюцу — метание острых предметов
  8. Чикудзё-дзюцу — работа с ладонной палочкой

Особенно она славилась приёмами боя с длинным шестом (282 см), где обучались не только ударам и блокам, но также всевозможным прыжкам с шестом, падениям и переворотам в воздухе.

Посох высотой в человеческий рост носили с собой слуги государственных чиновников, странствующие монахи, привратники в домах и тюремные надзиратели.

До недавнего времени резервные отряды управления полиции устраивали ежегодный парад и показательные выступления с посохом, который всё ещё не снят с вооружения.

Эффективность бо в руках мастера достойна изумления. Шест выписывает в воздухе замысловатые фигуры, скользя по вертикали, по горизонтали, по окружности вокруг тела, являющегося как бы подвижной осью. Удары наносятся с предельной точностью и концентрацией.

Колющий удар шестом легко раскалывает кирпич и протыкает насквозь грудную клетку. Прочный шест не боится меча и топора. Его длина позволяет атаковать ноги, проведя вначале серию отвлекающих манёвров. Взлетая то вверх, то вниз, шест словно изменяется в размере.

Он неожиданно выныривает из-за спины, бьёт от ноги, от пояса, пока наконец противник, ошеломлённый каскадом движений, не допустит промах.

По традиции, техника владения палкой (посохом) получила развитие и в стенах крупных монастырей, где ею, начиная с эпохи Хэйан, овладевали многочисленные дружины монахов-воителей (сохэй).

Монахи наряду с алебардой и шестом использовали железный посох (тэцубо), по форме ничем не отличающийся от деревянного, но обладающий пробивной силой лома.

Став боевым оружием самураев, тэцубо несколько изменился внешне: его стали делать гранёным и ребристым по продольной поверхности.

Не менее древнюю историю, чем шест или посох, имеет и короткая дубинка (дзё) — естественное подспорье безоружного во все времена.

Дубинкой любили побаловаться и благородные соратники Робин Гуда, и русские богатыри, и вьетнамские повстанцы. Железная дубина постепенно превратилась в палицу и в булаву. В Японии же вплоть до XVII в.

дубина и кол оставались оружием простонародья.

Канонизация приёмов боя с обычной метровой палкой приписывается самураю Мусо Гонносукэ. Ранее Мусо изучал технику работы «бо» школ Тэнсин-Сёдэн-Катори-Синто-рю и Касима-Синто-рю. Освоив все секреты бо-дзюцу, он отправился странствовать из провинции в провинцию со своим нехитрым оружием.

В поединках с противниками, вооружёнными алебардами и мечами, он не знал поражений. Возгордившись, Мусо послал вызов Миямото Мусаси, величайшему фехтовальщику эпохи. Схватку он проиграл, но великодушный Мусаси подарил побеждённому жизнь.

Вне себя от горя, Мусо удалился на южный остров Кюсю и там жил долгие годы отшельником в глубине гор до той самой ночи, когда к нему, как и следовало ожидать, снизошло озарение (сатори). Наутро Мусо, следуя божественным рекомендациям, вырезал палку из бука и стал разучивать движения, представлявшие нечто среднее между бо-дзюцу и кэн-дзюцу — «искусство дубины».

С помощью дзё-дзюцу было удобно наносить тычковые удары по болевым точкам. К тому же, размеры палки давали больше простора для жонглёрских манипуляций.

В итоге, заменив рокусяку-бо на более короткую, лёгкую и, следовательно, удобную модель — дзё (120 — 125 см, диаметр 2,5 см), или дубинку, Мусо Гонноскэ создал новую разновидность фехтования на палках — дзё-дзюцу и основал школу Синдо-Мусо-рю, прославив-шуюся своими 64 приёмами боя, которые составили её основу.

С тех пор школы дзё-дзюцу стали плодиться во множестве, но все они носили эзотерический характер, а в новое и новейшее время существовали при Федерации кэндо. В 1955 г.

возникла независимая Всеяпонская федерация дзё-до (Дзен-Нихон-Дзё-Дзюцу-Рэнмэй), но и поныне многое в технике дзё остаётся загадкой, как, например, 64 секретных приёма школы Синдо-Мусо-рю, ведущей происхождение от легендарного Мусо.

Интересно отметить, что все тренировки с дзё проводятся без протекторов, а удары (за исключением наиболее опасных) наносятся в полную силу. Подобная методика обучения не только воспитывает мужество, но и даёт великолепную «набивку» тела, развивая мышечную броню и притупляя болевые ощущения.

Между тем, в кэн-дзюцу, а позже в кэндо при работе с мечами из тяжёлого дерева (боккэн) и даже из бамбука (синаи), не говоря уж о настоящих, стальных, протекторы на корпус, шлем и забрало использовались обязательно.

Одним из вспомогательных предметов, изучавшихся в большинстве школ японских воинских искусств, было искусство отбивания стрел (ядомэ-дзюцу) при помощи меча или голыми руками. В самурайской коннице никогда не использовались ручные щиты, которые мешали орудовать мечом или алебардой и вообще рассматривались как излишняя роскошь.

Иногда в качестве щита выступал снятый с головы шлем, но чаще самураи полагались на ловкость рук. Скорость, глазомер и отрешённость «духа-разума» были залогом успеха. Многое зависело также от правильной стойки, дающей возможность дотянуться до стрелы и отбить её в полёте, в каких-нибудь десяти-двенадцати сантиметрах от тела.

Самым трудным был момент нанесения парирующего удара (дзансин). Каждая новая стрела, выпущенная другим стрелком и с другой дистанции, несла в себе элемент неожиданности и исключала возможность удачного «механического» повторения.

Отбивая одну стрелу, нужно было одновременно фиксировать взглядом вторую, третью, четвёртую, мгновенно определять степень опасности и реагировать только на летящую в голову или грудь. Стрелы можно было отбивать одним или двумя мечами, что считалось делом сравнительно простым, либо рукой в латном нарукавнике. Вершиной мастерства было умение перехватить стрелу на лету.

В рыцарском эпосе встречается упоминание о самураях, остававшихся целыми и невредимыми под дождём стрел. При освоении техники ядомэ в школах на стрелы надевали мягкие тряпичные или ватные шарики. Тренировка, где одного исполнителя обстреливало несколько лучников, напоминало игру в пинг-понг на огромных скоростях. Качеством ядомэ и вообще быстротой реакции характеризовался класс мастерства, степень совершенства виртуоза воинских искусств бугэйся.

Если в бою самурай хотел взять противника живьём, он должен был владеть ходзё-дзюцу — искусством связывания, необходимым приложением к дзю-дзюцу, которое было обязательным в программе военной подготовки самураев.

Выбив из рук врага оружие и проведя бросок с последующим удержанием, следовало немедленно одной рукой снять с пояса моток верёвки и обмотать жертву таким образом, чтобы любое движение при попытках высвободиться из пут причиняло боль. В гуще боя, под остриями направленных со всех сторон мечей и копий, сделать это было нелегко.

Считается, что твёрдые правила ходзё-дзюцу впервые ввела школа Такэноути-рю, но почти каждая школа дзю-дзюцу могла похвастаться своей оригинальной методикой.

С большим усердием изучали ходзё-дзюцу блюстители порядка эпохи Токугава, правительственные надсмотрщики и сыщики мэ-цукэ.

Вообще говоря про Японию, японские мастера искусства связывания изобретали столь затейливые комбинации, что морские узлы выглядели бы в сравнении с ними детской шалостью. Были детально разработаны всевозможные варианты связывания отдельно рук и ног, рук и шеи, ног и шеи и т.д.

Способы и «рисунки» варьировались в зависимости от пола и возраста жертвы, её социального положения, особенностей одежды и причёски. Для транспортировки пленника своим ходом конец верёвки крепился к таким местам, что малейшее поползновение бежать вызывало мучительную боль.

Если не было длинной верёвки, использовался шнур от большого меча — сагэо. Класс техники ходзё-дзюцу определялся степенью мастерства и скоростью.

Высшим шиком для самурая (и самым большим позором для его врага) было так связать неприятеля, чтобы он шёл за победителем на своих ногах, а его меч оставался при нём. В боевых ситуациях применяли тонкие шёлковые шнуры, глубоко врезавшиеся в тело.

На тренировках используются плоские хлопчатобумажные пояса, которые не дают полного эффекта связывания, зато предохраняют партнёра от омертвления конечностей.

Ещё одна область применения ходзё-дзюцу — использование верёвки в качестве блокирующего и сковывающего средства в работе против вооружённого и безоружного противника. Иногда на рукояти присутствовала и крючкообразная односторонняя гарда для захвата меча.

Срок овладения приёмами рукопашного боя с применением того или иного вида малого оружия варьировался от трёх до пяти лет после обязательного нормативного курса дзю-дзюцу и кэн-дзюцу, пройденного в одной из самурайских школ воинских искусств.

> Галерея красивых фотографий • ЛЮДИ В КИМОНО

Похожие записи на сайте miuki.info:

Источник: http://miuki.info/2012/12/prikladnye-boevye-samurajskie-iskusstva/

10 интересных и малоизвестных фактов о самураях

Самураи были легендарными воинами, и, пожалуй, это наиболее знаменитый класс Японии. Они были благородными бойцами, сражающимся против зла (и друг против друга) с помощью мечей и в устрашающей броне, и следовали строгому моральному кодексу, который управлял всей их жизнью.

На самом же деле, популярные легенды рассказывают о самураях далеко не всё. Например:

1. Женщины-самураи

Слово «самурай» традиционно применяется только по отношению к мужчинам.

Японский класс буси, к которому они принадлежали, делал возможным учить боевым искусствам и женщин — такие женщины назвались онна-бугэйся и участвовали в войнах наряду с мужчинами.

Их оружием, как правило, была нагината — копьё выше человеческого роста с лезвием, напоминающим длинный кривой меч. Это оружие по сравнению с остальным было относительно лёгким и вполне эффективным.

Исторические тексты заставляют предположить, что женщин-воительниц среди всех женщин Японии дворянского происхождения было мало — традиционно японские дворянки довольствовались ролью домохозяек.

Тем не менее, последние исследования доказывают, что женщины участвовали в боевых действиях гораздо чаще, чем написано в учебниках по истории.

Например, был проведён анализ ДНК останков участников одного крупного сражения, и оказалось, что 35 из 105-ти принадлежали женщинам.

2. Броня

Самым необычным атрибутом самураев является, пожалуй, их странная, но красивая и богато изукрашенная броня. В отличие от доспехов европейских рыцарей, самурайская броня предназначалась в основном для мобильности.

Хорошая броня должна была быть прочной, но при этом достаточно гибкой, чтобы позволить владельцу свободно двигаться на поле боя.

Она представляла собой пластины из кожи или металла, покрытые лаком, тщательно подогнанные друг к другу с помощью кожаных или шёлковых шнурков.

Руки были защищены массивными прямоугольными щитками, а на месте локтевого сгиба оставался просвет. Правую руку часто оставляли без защиты для обеспечения максимальной свободы движений.

Самая странная часть брони — это шлем кабуто: чаша делалась из скованных вместе металлических пластин, в то время как лицо и лоб защищались доспехами, привязываемыми по кругу за головой и под шлемом. Самой популярной конструкцией был шлем, похожий на знаменитый шлем Дарта Вейдера — такой головной убор мог защитить владельца от мечей и стрел со всех сторон.

Также на многих шлемах были украшения и присоединяемые отдельно части, в том числе усатые демонические маски менгу, одновременно защищающие лицо и устрашающие врага. Для обеспечения мягкости в качестве подшлемника использовался кожаный платок.

Хотя самурайская броня с течением времени претерпела значительные изменения, внешний вид для неопытного наблюдателя в целом оставался одинаковым. На самом деле, броня самураев была настолько эффективна, что армия США переняла у них конструкцию своих бронежилетов.

3. Гомосексуализм

Самураи были незакомплексованными людьми, когда дело доходило до сексуальных отношений.

Как и многие другие культуры воинов, например, спартанцев, самураи не только считали однополые отношения нормальными, но и активно поощряли их.

Сексуальные отношения возникали, как правило, между молодыми учениками и учителем, который их тренировал — эта практика была известна как вакасюдо («путь молодёжи») и практиковалась почти всеми представителями класса буси.

Хотя вакасюдо считалась одним из основополагающих аспектов пути самурая, история сохранила об этом мало сведений — например, в массовой поп-культуре этот факт почти никогда не афишируется.

4. Западные самураи

Читатели, которые видели фильм «Последний самурай», знают, что при особых обстоятельствах не-японец мог сражаться на стороне самураев или даже сам стать таковым. Это была особая честь, включающая в себя получение самурайского оружия и нового японского имени. Оказать её могли только особые лидеры вроде даймё (лордов-землевладельцев) или сёгуна (военачальника).

Известны четверо западных мужчин, получивших звание самурая: авантюрист Уильям Адамс, его напарник Ян Йостен ван Лоденстейн, офицер ВМС Евгений Колач и торговец оружием Эдвард Шнелл. Адамс был самым состоятельным и влиятельным человеком из всех четверых — он стал советником самого сёгуна.

5. Количество

Многие думают, что самураи были немногочисленными элитными войсками вроде современного российского спецназа или же небольшой, строго определённой дворянской кастой.

Тем не менее, фактически весь социальный класс буси состоял из самураев. Первоначально слово «самурай» означало «те, кто часто посещает дворян».

Со временем значение изменилось и стало ассоциироваться с представителями класса буси среднего и высшего уровня, в частности, с солдатами.

Это означает, что таких воинов было довольно много. На пике своего расцвета до 10% населения Японии принадлежали к самураям. Так что, по крайней мере, у половины современных жителей Японии в жилах течёт кровь самураев.

6. Мода

Самураев можно назвать рок-звёздами своего времени: их стиль одежды сильно влиял на моду той эпохи. Тем не менее, за исключением торжественных случаев, сами самураи в повседневной жизни одевались неброско. Хотя их повседневный костюм был сложным, каждый аспект был разработан в соответствии с потребностями воинов.

Костюм должен был обеспечивать скорость и свободу передвижения. Обычный наряд состоял из штанов хакама и кимоно или хитатарэ — двуполого жилета, набрасываемого на плечи.

Обычной частью костюма было оружие, а хитатарэ мог быть мгновенно сброшен в случае нападения. Кимоно были сделаны из шёлка, что обеспечивало как красивый внешний вид, так и прохладу.

В качестве обуви использовались деревянные башмаки или сандалии.

Самой распространённой причёской был пучок. За исключением буддийских монахов, которые брили головы, люди всех сословий носили пучок в течение сотен лет. Привычка объединения пучка волос с частично выбритой головой, возможно, развилась из необходимости — с выбритым лбом было удобнее носить шлем.

7. Оружие

Самураи использовали различные виды оружия. Первоначально оружием служил меч под названием тёкуто — тонкая уменьшенная версия прямых мечей, позже использовавшихся средневековыми европейскими рыцарями.

По мере совершенствования оружейного дела самураи постепенно перешли на изогнутые мечи, которые в конечном итоге превратились в катаны.

Катану, пожалуй, можно назвать самой знаменитой разновидностью меча в мире и, безусловно, самым знаковым оружием самураев.

Кодекс самураев бусидо диктовал, что душа самурая заключена в его катане, и это возводило её в ранг самого важного оружия. Обычно катаны использовались в паре с дайсё, укороченной копией основного меча, бывшей символом статуса — дайсё имели право носить исключительно самураи.

Однако мечи были не единственным оружием. Не менее часто использовались юми или луки, поскольку, в конечном счёте, личная храбрость на поле боя стала цениться меньше, чем тактика и планирование.

Когда в XVI-м веке появился порох, самураи отказались от луков в пользу огнестрельного оружия и пушек.

Предпочтение отдавалось танэгасима — кремневым ружьям, популярным среди самураев эпохи Эдо и их слуг.

8. Образование

Члены класса самураев были гораздо большим, чем простые воины — большинство из них получали блестящее образование. В то время читать могли очень немногие европейцы, а вот уровень грамотности среди самураев был чрезвычайно высок, также они обучались и математике.

Бусидо диктовал, что самурай должен стремиться к самосовершенствованию множеством способов, в том числе не связанных с боевыми искусствами.

Вот почему самураи оказали немалое влияние на культуру: они писали стихи, картины монохромными чернилами и были специалистами в чайной церемонии — всё это было обычными аспектами их культуры.

Также они изучали такие предметы, как каллиграфия, литература и флористика.

9. Физические характеристики

Внушительная броня и оружие часто заставляют самураев казаться гигантами, и именно так они изображаются в современной поп-культуре. Однако это далеко от истины: большинство самураев были низкорослыми — так, самураи XVI-го века имели хрупкое тонкое тело и рост от 160-ти до 165-ти см. Для сравнения — рост европейских рыцарей того же периода варьировался от 180-ти до 196-ти см.

Более того, благородные самураи, возможно, не были настолько чистокровными, как им хотелось бы. По сравнению со среднестатистическими японцами, их кожа была заметно светлее, а на теле было больше волос.

Их профиль, а именно форма носа, также заметно напоминали европейские.

По иронии судьбы, это может означать, что самураи на самом деле произошли от этнический группы айна, считавшейся низшими японцами, часто становящимися объектами дискриминации.

10. Самоубийство

Одной из самых пугающих вещей, известных о Пути самурая, является сэппуку — ритуал, также известный как харакири. Самурай должен был покончить с собой, если был не в состоянии следовать бусидо или попал в плен. Сэппуку мог быть как добровольным актом, так и наказанием, но в любом случае он рассматривался как очень почётный способ умереть.

Большинству людей известно о «полевой» версии харакири — быстром и грязном деле. Нужно было пронзить себе желудок коротким лезвием и сдвинуть его слева направо — по сути, самурай потрошил сам себя. Обычно ему помогал выполнить ритуал другой самурай, который в этот момент отрубал первому голову, поскольку иначе воин умирал бы крайне долго и мучительно.

Однако полный ритуал сэппуку — процесс гораздо более длительный и сложный.

Начинался он с торжественного купания, затем самурай облачался в белые одежды и принимал любимую пищу, по окончании трапезы ему нужно было положить лезвие на пустую тарелку.

После этого он писал песнь смерти — фактически, свои последние слова. Когда стихотворение было написано, самураю нужно было схватить лезвие, обернув предварительно руку тканью, чтобы не порезаться, и вспороть себе живот.

Разумеется, при заключительной части ритуала должен был присутствовать друг с мечом, который при отрубании головы стремился оставить небольшую полоску плоти в области шеи, чтобы голова упала вперёд и осталась в объятиях мёртвого самурая. А если бы голова откатилась в сторону случайных зрителей, это могло бы означать вечный позор.

Источник: https://www.publy.ru/post/5651

Интересные факты о воинах Японии – великих самураях

Японские воины самураи (буси) – искусные воины средневековой Японии. Как правило ими являлись светские феодалы, князья и мелко-сословное дворянство. В этой статье мы собрали для вас наиболее интересные факты о самураях.

Самурай

Термин буси означает «воин» и имеет более обширное представление, не всегда его следует относить к самураям. Термин самурай следует из глагола «саберу», имевшего значение «служить». Японские воины в совершенстве владели мечом, луком и рукопашным боем, следовали строжайшему кодексу бусидо или «путь воина».

Занятием японских воинов было не только ведение войны, зачастую они являлись личными телохранителями своего хозяина – даймё, что буквально переводится как «большое имя», а в мирное время самураи были обыкновенными слугами. Самураев всегда считали элитой в обществе Японии, а даймё считался элитой среди самураев.

Женщины-самураи

Женщины-самураи

Когда мы произносим слово самурай, сразу приходит образ воина-мужчины, вместе с тем в древних японских хрониках есть множество упоминаний о женщинах-самураях, которые именовались онна-бугэйся.

В кровопролитных сражениях женщины и девушки-самураи принимали участие наравне с воинами-мужчинами. Нагината (длинный меч) – оружие, которое они чаще всего использовали.

Древнее японское холодное оружие с длинной рукоятью (примерно около 2 метров) имело изогнутое лезвие односторонней заточки (длиной около 30 сантиметров), практически аналог холодного оружия ближнего боя – глефы.

В исторических хрониках о женщинах-самураях упоминаний практически нет, из-за этого историки предполагали, что их было крайне мало, но новейшие исследования исторических хроник показали, что женщины-воины вносили свой вклад в сражениях гораздо чаще, нежели принято считать.

В 1580 году произошла битва в местечке Сенбон Матсубару. По результатам раскопок из обнаруженных на месте сражения 105 тел, по результатам проведенного анализа ДНК 35 принадлежат женскому полу. Раскопки в других местах древних сражений дали результаты приблизительно такие же.

Доспехи самураев

Доспехи самураев

В отличие от рыцарских лат средневековой Европы броня самураев создавалась с учетом подвижности, должна быть очень прочной, но при этом оставаться достаточно гибкой, чтобы не стеснять движений воина.

Доспехи самурая изготавливались из металла или прочных кожаных пластин, покрытых лаком. Пластины аккуратно связывались между собой кожаными шнурками.

Руки защищали наплечники – небольшие щиты прямоугольной формы, а также бронированные рукава.

Интересной деталью доспехов самурая является шлем, имеющий форму чаши, собранный из металлических пластинок, скрепленных между собой заклепками. Лицо воина защищали доспехи, крепившиеся на затылочной части, под шлемом.

Интересной деталью самурайского головного убора является подшлемник, очень напоминающий маску Дарта Вейдера (интересный факт – дизайн формы шлема персонажа кинофильма «Звездные Войны» Дарта Вейдера взят именно от формы шлема японских воинов).

Эта деталь доспехов защищала воина от ударов стрел и мечей, наносимых под небольшими углами. К шлему воины крепили маски боевых личин – мэнгу, защищавшие воина и пугавшие врага.

Секс и самураи

Секс и самураи

Сексуальные отношения между воинами Японии можно назвать свободными. Приблизительно такие же отношения между воинами имели место быть и в древней Спарте.

Однополые связи, как правило, возникали между более опытными мастерами-самураями (наставниками) и молодыми воинами, которые только начинали тренироваться (новичками). Называлась эта практика однополых отношений – вакасюдо (путь молодости).

Найденные документальные свидетельства говорят, что через «путь молодости» проходил практически весь класс самураев.

Самураи-европейцы

Самураи-европейцы

Древние японские хроники говорят, что при особых условиях человек, не японец, вполне мог воевать вместе с самураями, а стать одним из самураев считалось особой честью.

Такому воину выдавали оружие и доспехи, а также называли новым именем, японским.

Эта честь могла быть пожалована только очень влиятельными лидерами, например, даймё, либо человеком, который реально управлял Японией большей частью времени, – полководцем, то есть сёгуном.

В истории есть упоминание о четырех мужчинах, которым выпала честь получить звание самураев:

Английский мореплаватель и первый британец, который достиг берегов Японии, Уильям Адамс, также известный под именем Миура Андзин, сыгравший важнейшую роль в развитии торговых отношений Японии с Голландией и Японии с Англией.

Голландский мореплаватель и торговец Ян Йостен ван Лодестейн, известный под именем Яйосу, исполнявший обязанности советника сёгуна Токугавы Иэясу по внешнеполитическим и торговым вопросам.

Офицер военно-морских сил Франции Юджин Коллаче также принял титул самурая. Японское имя неизвестно. По прибытию во Францию был уволен по военно-полевому суду как дезертир. Он написал книгу «Приключения в Японии 1868-1869», которая была опубликована в 1874 году.

Голландец по происхождению и торговец оружием Эдвард Шнелл, японское имя Хирамацу Бухей. Был у японцев военным инструктором и поставщиком оружия.

Численность самураев

Бытует мнение, что самураи были избранными воинами и их было очень мало. В реальности самураи были вооруженными слугами, приближенными к знати. Впоследствии самураи стали ассоциироваться с классом буси – воинами среднего и высшего сословия.

Напрашивается простой вывод – самураев было значительно больше, чем принято считать, более 10% населения Японии являлись самураями.

А так как их было много, они оказали значительное влияние на историю империи; считается, что сегодня в каждом японце есть частичка крови великих воинов.

Одежда самурая

Одежда самурая

Самураи были, в каком-то смысле, эталонами, а стиль одежды воина оказал значительное влияние на моду целой эпохи. Самураи практически никогда не одевались эпатажно. Вся их одежда была создана, чтобы соответствовать потребностям воина. Она предназначалась для свободы передвижений и не должна была стеснять движения.

Одежда самурая состояла из нескольких основных элементов: хакама (широкие штаны, похожие на шаровары), кимоно (традиционная одежда в Японии, как правило была шелковая), а также хитатарэ (своеобразная накидка, церемониальная одежда, которая одевалась под доспехи). Такой костюм не стеснял движений и оставлял руки свободными. Из обуви самураи носили башмаки, сделанные из дерева, и простые сандалии.

Пожалуй, самой характерной особенностью была прическа самурая – волосы, собранные в пучок. Возможно, это связано с тем, что с такой прической носить шлем удобнее.

Оружие самурая

Оружие самурая

Являясь воинами, самураи в совершенстве владели многими видами оружия. Самым древним мечoм, которое носили японские воины, был меч тёкуто. Так назывались все мечи древнего типа, появившиеся у воинов японии в II-IV веках нашей эры. Они были прямые и имели одностороннюю заточку.

Оружие продолжало совершенствоваться. В дальнейшем мечи стали более изогнутыми и со временем превратились в легендарный японский меч, известный нам под названием катана – изогнутый японский двуручный меч с односторонним клинком и длиной лезвия более 60 сантиметров.

Без сомнений, японский меч катана является символом самурая, ведь, как гласит кодекс самурая, душа воина живет в его мече. Вместе с катаной самураи носили меч меньшего размера – сёто, длиной 33-66 сантиметров. Сёто имели право носить только самураи.

Вместе большой и малый мечи назывались дайсё, что буквально переводится «большой-малый».

В арсенале самурая был также длинный лук – юми, длиной более двух метров. Делается лук из слоеного бамбука, дерева, также в работе используется кожа,; этот способ изготовления не менялся веками.

Практика в стрельбе из лука у самураев доходила практически до фанатизма. Также в бою японские воины использовали копье – яри, японское древковое оружие, имеющее множество модификаций.

Но копье для самурая являлось, по большей части, символом личной храбрости.

Образование самурая

У подавляющей части самураев помимо того, что они были искусными воинами, было великолепное образование.

Бусидо, самурайский кодекс, говорил, что воин всегда должен улучшать и совершенствовать себя любыми способами, даже если это не связано с войной.

Японские воины писали стихи, рисовали картины, проводили чайные церемонии, изучали каллиграфию, многие владели искусством составления букетов – икебана, читали литературу и имели отличные знания в математике.

Образ самурая

Образ самурая

Доспехи и оружие самурая создавали достаточно внушительный внешний вид, и сейчас во многих кинофильмах японских воинов показывают именно такими. В действительности все было не так.

Их рост в средневековой Японии был приблизительно 160-165 сантиметров, а телосложение было худое. Кроме того, есть множество упоминаний, что, вполне вероятно, самураи произошли от этнической группы малочисленного народа айнов.

Они были значительно выше и сильнее японцев, кожа у них была белая, а внешний вид во многом совпадал с европейским.

Харакири

Ритуальное самоубийство путем вспарывания живота – сэппуку или харакири – есть непосредственный атрибут самурая. Сэппуку совершался в тот момент, когда воин не имел возможности следовать кодексу бусидо, либо когда его пленил враг. Ритуальное самоубийство совершалось не только по доброй воле, но и использовалось как наказание, но в любом случае это был почетный способ смерти.

Ритуал сэппуку – это достаточно продолжительный ритуал. Он начинался с церемонии омовения. После купания воина одевали во все белое и приносили самую любимую еду. Сразу после еды на уже опустевшее блюдо клался короткий меч.

Далее самурай писал предсмертное стихотворение – танка (пятистрочная японская стихотворная форма, состоящая из 31 слога).

После этого самурай брал короткий меч, обматывал лезвие материей, чтобы не разрезать руку, и совершал самоубийство, разрезая свой живот.

Находящийся рядом человек должен был добить самурая путем отрубания ему головы. В большинстве случаев это был ближайший друг, которому оказывалась величайшая честь, отводилась почетная роль. Величайшим мастерством помощника было отрубить голову так, чтобы она повисла на небольшой полоске кожи и осталась в объятиях уже мертвого самурая.

Источник: https://morefactov.ru/fact/interesnye-fakty-o-voinah-japonii-velikih-samurajah

Ботаоши: спортивное безумие по-японски | Необычный

Ботаоши (Botaoshi) это ненормальный по все меркам европейского человека вид командного спорта, в котором принимают участие исключительно кадеты Японской Военной Академии Обороны (Japan’s Military Defense Academy), устраивающие настоящие побоища вокруг деревянного шеста.

Я уже знакомил Вас со списком самых странных соревнований в мире, но ни одно из них не может посоперничать в своей жестокости и тупости с Ботаоши, и в этом нет ничего удивительного, потому что родиной этого состязания является Япония, где зрелищность уже давно уступила место здравому смыслу, а жестокость стала неотъемлемой частью любого телевизионного или иного другого шоу.

Игра, в которой участвуют две команды по 75 человек в каждой, проходит вокруг деревянного шеста на поле с травяным покрытием и является сверхдинамичной и чрезвычайно зрелищной. Поэтому даже если Вы не являетесь заядлым любителем спортивных состязаний, то непременно станете преданным болельщиком Ботаоши, посетив хотя бы один матч этого необычного китайского развлечения.

Многие фанаты Ботаоши сходятся во мнении, что по зрелищности этот вид спорта можно сравнить лишь с римскими гладиаторскими боями.

Члены одной команды выстраиваются вокруг шеста и пытаются защитить его от атаки другой команды, главная цель которой повалить его наземь любыми доступными им способами. Это означает, что игроки могут: толкаться, пинаться, кусаться, бить кулаками, производить захват противников и даже при необходимости бить ниже пояса.

Судья замеряет угол наклона деревянного шеста

Спортсмены из обороняющейся команды окружают деревянный шест трехъярусным построением, наподобие военного: первый ярус состоит из окруживших шест плотным кольцом 70 человек, второй ярус охраняют 4 спортсмена, стоящие на плечах своих товарищей, чья основная задача заключается в том, чтобы яростно лупить ногами по головам соперников, которых в Ботаоши называют не иначе, как противниками, а на третьем ярусе – на самой вершине шеста восседает, словно в вороньем гнезде, замыкающий, являющейся последней линией обороны. Замыкающий – это такой своеобразный камикадзе, который может спасти всю команду на последних секундах матча, обрушившись всем весом своего тела на тянущих к земле шест противников.

Спортивная история Ботаоши берет свое начало в 1954-1955 гг.

По правилам, для победы атакующей команде не нужно валить шест на землю, а всего лишь наклонить его на 30% (до 1973 года угол наклона составлял 45%, но с целью повышения зрелищности и сложности состязания был уменьшен до 30%).
У атакующих игроков есть всего две с половиной минуты на то, чтобы положить шест ‘на лопатки’, в ином случае побеждает обороняющаяся команда.

Ботаоши представляет собой невероятно увлекательно зрелище, в котором спортсмены, не обремененные защитой, бьются изо всех сил за обладание деревянной палкой.

Неподготовленному зрителю происходящее на поле может показаться хаосом, в котором участвуют сбежавшие из сумасшедшего дома пациенты, охваченные навязчивой идеей — во чтобы то ни стало повалить наземь деревянное бревно, которое с ослиным упорство удерживают их собраться по психическому диагнозу.

Игроки лезут друг другу на головы, затаптываю упавших ногами, кусаются, царапаются, в общем, делают все для того, чтобы завоевать победу.

“Когда я впервые побывал на матче Ботаоши, то решил, что стал свидетелем реконструкции древней японской баталии, но когда увидел, что у многих из участников идет кровь, по лицам расплываются синяки, а одного из них и вовсе унесли с поля на носилках, то был просто шокирован, — рассказывает американский студент Дэвид Кронгхэм (David Kronghem), ставший невольным свидетелем одного из матчей Ботаоши. — Это очень жестокий, но все же спорт, который заставляет сопереживать не только за команды, но и за отдельных игроков, получающих наибольшее количество тумаков на свои многострадальные головы”.

Давайте посмотрим видео одной из баталий Ботаоши за чемпионское звание:

И еще один матч, состоявшийся в декабре 2010 года:

Источник: http://unnatural.ru/botaoshi

Ссылка на основную публикацию